Валерий БОЯНОВСКИЙ: «Броски отрабатывал в школьном дворе».

Интервью
29.04.2016
14:27
Пресс-служба ХК «Северсталь»

 

ДОСЬЕ

Валерий Леонидович БОЯНОВСКИЙ

Родился 3 июня 1959 года в Череповце.

Защитник, воспитанник череповецкого хоккея. Самый результативный игрок обороны в истории череповецкого клуба.

За «Металлург» отыграл 9 сезонов (1976-1978, 1981-1988 гг.). Сыграл 311 матчей. Забросил 58 шайб. Сделал 23 результативные передачи.

Три сезона провел в команде высшей лиги чемпионата СССР - минском «Динамо». Забросил 13 шайб.

 

 

 

- Валерий Леонидович, в каком возрасте Вы пришли в хоккей?

- В хоккей я пришел поздно – лет в 14. До этого пару лет занимался футболом и год - фигурным катанием, так что на коньках держался уверенно. Хоккейная школа тогда называлась ДЮСШ №3 и там было всего три тренера – Владимир Михайлович Москвитин, Николай Михайлович Манеев и Дмитрий Васильевич Слободин. Я попал к Москвитину. Лед нам для тренировок давали в четыре, в пять утра. Я жил на улице Бардина, ходил пешком - мешок на спину и ночью на тренировки, кататься. Откатались, утром пришел, чаю попил и в школу.

 


Перед началом матча.
Валерий Бояновский - № 3.
 

- Амплуа защитника сразу выбрал или позже?

- Сразу решил стать именно защитником. Неизгладимое впечатление оставила Суперсерия 1972 года «СССР – Канада». Моим кумиром тогда был Владимир Лутченко – защитник сборной, он играл под № 3. Поэтому с амплуа определился сразу и был очень рад, что мне именно третий игровой номер дали. И здесь под ним играл, и потом в Минске тоже.

 

- А когда стали проявляться задатки защитника-бомбардира?

- Примерно через год. Выиграли первенство Северо-Запада, поехали на финал первенства СССР в Северодонецк. Ездили туда двумя пятерками, с вратарем нас всего 11 человек было. Там и ЦСКА, и СКА, и «Спартак» играли – все команды с именами. Заняли 7 место из 10, обыграв СКА.


Слева направо - Владимир Мауль,
Александр Ягубкин, Константин Евстропов,
Валерий Бояновский.

 

В 16 лет меня уже взяли в основной состав «Металлурга», к окончанию школы я играл в команде мастеров. Тогда как раз поменялись тренеры - Владимира Михайловича Москвитина поставили главным тренером команды, и он сразу же меня, Фаличева, Харламова, Цветкова взял в состав. Бросил нас, так сказать, на амбразуру. «Металлург» тогда занимал последнее место. Как сейчас помню, нас взяли в первую поездку по маршруту Ярославль – Куйбышев – Тольятти. Шесть матчей, и все шесть мы выиграли. Посыпались предложения из других клубов. У меня мать до сих пор хранит приглашения из рижского «Динамо», ленинградского СКА, московского «Спартака» и минского «Динамо».

 


В форме минского «Динамо».

 

- И в итоге Вы приняли предложение из Минска…

- Из Минска начали проявлять ко мне настойчивый интерес – домой приходил начальник команды, мать уговаривал. Ну я подумал и согласился, поехал в Минск. Там, конечно, хорошая школа, неплохой состав подобрался, вышли в высшую лигу. Удалось пообщаться с Аркадием Ивановичем Чернышевым, Анатолий Владимировичем Тарасовым. Куда ни приезжаешь – везде люди-легенды.

Был еще такой случай. Приехали в Москву на матч с ЦСКА, играли в «Лужниках». Выехали на раскатку, смотрим, а зал абсолютно пустой, ни одного человека. Ничего понять не можем. Где зрители? Неужели ни одного билета не продано? Минут через 10-15 выходим на игру – зал битком. И когда успели появиться? Отыграли пару смен, сидим на лавке, мне кто-то и говорит: наверх посмотри. Я поворачиваю голову – в 10 метрах от меня сидит Брежнев с сигаретой. Оказывается, пока он не приехал, в зал никого не пускали.


Хоккейная программка - Валерий Бояновский
в составе минского клуба против
целой россыпи "звезд" ЦСКА.

 

Ну а потом «Динамо» не удержалось в высшей лиге, хотя и состав был приличный, вылетели в первую. А череповецкий «Металлург» как раз тогда только вошел в первую лигу и приехал в Минск на матч с «Динамо». Это был 81 год. У «Металлурга», по моему мнению, тогда был самый сильный состав за все годы: Блохин, Трунов, Ковалев, Ушаков. Вернулись Костя Евстропов из Киева, Владимир Харламов из Риги, Валерий Фаличев из СКА, Виктор Нехаенко, Владимир Быстров. Сильная команда. После матча подходят ко мне Комаров с Голевым с предложением вернуться в Череповец. Зарплату пообещали, квартиру. Я стоял перед выбором – оставаться в Минске, подписывать контракт, получать офицерское звание или ехать домой. Долго и не раздумывал, дом есть дом. Вернулись сюда. Тот сезон, таким образом, я начал в минском «Динамо», а с декабря продолжил в Череповце.

Я был поражен, какой интерес у болельщиков вызывает хоккей. Еще на улице Ленина у «Голубого экрана» начинали спрашивать, нет ли лишнего билетика на хоккей. Народу на матчах всегда очень много было, даже на ступеньках сидели. Но тогда и состав у команды очень сильный был.

 

- С Владимиром Харламовым, Валерием Фаличевым – дружили?

- Мы по жизни друзья были. На рыбалку, в лес за грибами – всегда вместе. Москвичи, они как - сезон закончился, и разъехались. А мы-то все здесь. Сейчас не так часто с Валерой общаемся, к сожалению.

 

- Вы самый результативный защитник в истории череповецкого хоккея – более 50 голов на Вашем счету. В 19 лет уже забрасывали по 9 шайб за сезон. Как удалось добиться такой результативности?

- Могу рассказать, как. Работал над броском все свободное время. Мы с Валерой Фаличевым тогда, в школьные времена, жили в соседних дворах. По вечерам, в любое время года брали клюшки и железную шайбу – внутри это обычная шайба, а наконечник у нее железный. Шли во двор своей школы после занятий. Вставали друг от друга на расстоянии метров 30 и бросали друг другу шайбу.

И в Минске на тренировках броски отрабатывал. Там заканчивается основная тренировка и дается 40 минут свободного льда, самостоятельной работы – что хочешь, то и отрабатывай. Но тренер сидит и наблюдает. Так я бросков по 500 делал. Приходишь после тренировки, бывало, руки висят от усталости, не поднять. Не зря тренировался. Наверное, большинство своих шайб я от синей линии забросил.

 

 

Валерий Фаличев, защитник, в составе «Металлурга» отыграл 7 сезонов:

- Мы играли в конце 70-х. Потом я уехал в СКА на несколько лет. Мы были соседями, когда учились в школе. Я жил на улице Чкалова, он на Бардина. Потом вместе пришли в «Алмаз» в хоккейную школу. И постоянно тренировались во дворе. Был такой случай. Мы ходили в 18-ю школу и уже после уроков шли в школьный двор отрабатывать броски с железной шайбой. Бросали друг другу и в стену. И эту кирпичную стену напрочь разбили своими бросками. Потом, конечно, были большие неприятности. Директор родителей вызывал, жаловался, что мы сломали стену школы. Пришлось отдуваться.

А еще, когда смотрю фильм «Афоня», всегда вспоминаю Валеру Бояновского. Помните, там на балконе штангист по утрам штангу выжимал? Так это один в один Валерий. У него ведь тоже на балконе штанга была, и он каждое утро тренировался.

К раздевалке подходишь, на расстоянии был слышен разговор Бояновского или его громкий смех. Он всегда любил и умел шутить. Был не только комсоргом, но и неформальным лидером.

 

- С кем чаще всего доводилось играть в паре в «Металлурге»?

- Когда я приехал, сразу поставили с Андреем Калининым, который вернулся из рижского «Динамо». Потом года два со мной в паре играл Боря Четвертак, Анатолий Дементьев. Физподготовка в Минске, была конечно, сумасшедшая, из нас все соки выжимали. И когда я сюда приехал, тренер стал меня ставить на игру сразу в двух пятерках, как самого выносливого. Пятерка отыграла, меняется, а я остаюсь на льду со второй пятеркой.

 


На скамейке с Владимиром Голевым.

 

- Когда «Металлург» вышел в первую лигу, можете сказать, как тогда воспринимали наш клуб другие – как выскочек или все же на равных?

- Как раз тот сезон я начинал в Минске. Мы иногда встречались с ребятами других клубов в аэропортах во время перелетов. Однажды встретились в Быково с ребятами из Пензы. Они как раз после матча с череповецким «Металлургом» были. Мне же интересно, спрашиваю: «Ну как?» - «Мы еле ноги унесли», отвечают. Сильная была команда.

 

- Сначала команда шла на четвертом-пятом месте в первой лиге, но потом стала опускаться все ниже. Почему пошло по нисходящей?

- В тот год, когда я вернулся, мы вообще-то могли выйти и в высшую лигу. Отставали от минского «Динамо» всего на одно очко. Тогда там были переигровки, и мы могли войти на место тех, кто

 


Череповецкий «Металлург» в сезоне 1984/85.
Валерий Бояновский - третий слева в нижнем ряду.

вылетал. А почему пошло по нисходящей? Мастера, которые играли в том составе, стали постепенно заканчивать карьеру. Возрастные игроки уходили, а молодых мастеров такого уровня из своих воспитанников на подходе еще не было.

 

- Относились ли к Вам болельщики с особым трепетом, поскольку Вы череповецкий?

- Особое отношение к своим игрокам всегда чувствовалось. Когда еще в составе минского «Динамо» приезжал в Череповец, это заметил. Раньше всех игроков перед матчем представляли. Команды выстраивались на синих линиях, и игроки, имена которых объявляли, выезжали вперед. Когда объявили меня, зал устроил овации. Приятно было.

 

 

Александр Зотов, нападающий, в составе «Металлурга» отыграл 9 сезонов:

- Я познакомился с Валерием Бояновским, когда он вернулся из минского «Динамо» сюда, в Череповец и стал играть в «Металлурге». Отличный защитник, очень техничный, с сумасшедшим по силе броском. Хотя, когда была возможность бросить по воротам от синей линии, или отдать хорошую передачу, он выбирал второе.

Был анекдотический случай. Я тогда точил коньки более чем половине команды, в том числе и Валере. У него на коньке был большой желоб. Однажды перед игрой он выходит на разминку, покатался и остался недоволен наточкой. Плоховато, дескать. Я посмотрел – да нет, отлично наточены. Но тем не менее, взял, пошел в точилку, но ничего не делал, просто посидел там несколько минут. Возвращаю коньки, Валера надел, опробовал и говорит: «Ну вот, теперь совсем другое дело!» Видимо, нервное напряжение сказывалось, как это бывает перед серьезными играми.

 

- Говорят, что в те годы хоккей был гораздо жестче, чем сейчас. Были ли в команде специалисты по нейтрализации чужих лидеров?

- Сейчас смотришь, игрок чуть клюшкой соперника дотронулся – получил две минуты. Раньше, конечно, жестче играли. А вот «тафгаев», как сейчас говорят, не было. Были, правда, ребята, которых соперники лишний раз старались не задевать. Чукина вот боялись, на Блохина вообще никто не замахивался.

 


Легендарная заводская команда «Сталь»,
которой удалось даже обыграть мастеров из «Металлурга».
Валерий Бояновский - крайний слева в верхнем ряду.

 

- Вы были комсоргом команды. Каковы были Ваши обязанности?

- Года два, наверное, был комсоргом. Обязанности обычные – собрания провести, взносы собрать. После второго сезона хотели в Болгарию с семьей отдохнуть поехать. Так ведь путевку не дали, пока в партию не вступил.

 

- Вы достаточно рано закончили хоккейную карьеру – вам не было и 30 лет. В чем причина?

- Считаю, что заканчивать карьеру надо вовремя. Наездился, наверное. У меня к тому времени уже семья была, двое детей. Но я тогда из хоккея не ушел совсем. Перешел в 27 училище, мастером производственного обучения группы со спортивным уклоном. Днем ребята учились, вечером тренировались. Выступали на городских и областных соревнованиях. Двое из тех, кто у меня тогда занимался, потом заиграли на хорошем уровне – Дмитрий Юшкевич и Игорь Никулин. Через год после начала учебы приходит мама Димы Юшкевича: приглашают в Ярославль, в спортинтернат. Мы, пожалуй, заберем документы. Я отговаривал, пусть доучится. Но мама настояла, документы забрали. Видимо, не зря. Так Дмитрий уехал в Ярославль, в «Торпедо». Потом его ждали московское «Динамо» и НХЛ.

Ну а после работы в училище я пошел на завод, работал в сортопрокатном цехе и играл за команду «Сталь», которая однажды в товарищеском матче обыграла «Металлург» - команду мастеров.

 

 

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024