«Завода, давай!»

Интервью
21.03.2016
15:04
Пресс-служба ХК «Северсталь»

 

ДОСЬЕ

Станислав Александрович ЗАВОДЧИКОВ

Родился 7 марта 1947 года в Череповце.

Нападающий «Металлурга», игровой номер – 7.

Воспитанник череповецкого хоккея. Первым из череповчан «засветился» в команде мастеров высшей лиги союзного первенства (киевском «Динамо»). В составе «Металлурга» провел шесть сезонов (1965-1971 гг.) и забросил 114 шайб в ворота соперников.

В матче с «Химиком» (Днепродзержинск), состоявшемся на льду стадиона «Металлург» 25 января 1970 года, забросил пять шайб в ворота украинских хоккеистов. Автор 600-й шайбы «Металлурга» в классе «А».

Лучший бомбардир клуба в сезонах 1966-67 гг. – 24 шайбы, 1967-68 гг. – 18 шайб, 1968-69 гг. – 24 шайбы.

 

ФУТБОЛЬНО-ХОККЕЙНОЕ ДЕТСТВО

 

- Станислав Александрович, в каком возрасте Вы встали на коньки?

- Наверное, как ходить начал. Сначала у нас были коньки «снегурочки», которые мы привязывали веревками на валенки. Катались на катке на «Строителе». А уже когда в «Металлурге» стал играть, тренер Павел Викторович Комаров выдал нам настоящие хоккейные коньки. Не такие конечно, как сейчас. Но это тогда за счастье было – настоящие коньки иметь!

Я в первой школе учился. Классе в четвертом-пятом стал играть за школьную команду на турнире «Золотая шайба». А летом на «Кожаный мяч» играли. Помню название нашей дворовой футбольной команды – «Зенит». У нас такой свой микрорайончик был, треугольник из домов, а внутри него мы поле сделали, ворота футбольные поставили. И все от мала до велика там в футбол играли – и дети, и взрослые. А соревнования «Кожаный мяч» проходили на стадионе «Строитель». Вот там, видимо, меня и заприметил Павел Викторович Комаров. Я с обеих ног мог по мячу бить, и с правой, и с левой. Ведь раньше как было - мальчишки летом в футбол играли, зимой в хоккей. Он смотрел-смотрел, да и пригласил меня в хоккейную команду.

 

 

Команда юных череповецких хоккеистов под руководством Павла Викторовича Комарова.
Станислав Заводчиков - крайний справа в верхнем ряду.

- А до того, как Вас в хоккейную команду взяли, ходили смотреть, как взрослые играли?

- Тогда только появился «Строитель». Ходили, смотрели, помню, как ребята играли – Вова Калинин, Слава Кондрашкин. Он тогда еще в русский мяч играл за «Водник».

 

- И как Вас, такого молодого, приняли в команде?

- Двое нас тогда молодых, 16-летних было – я и Геннадий Воронов. Оба местные, через дорогу жили. Я на Горького,3, а он напротив – где сейчас колесо обозрения. Там раньше дома стояли, потом они сгорели.

Я был такой низкорослый, щупленький. У нас семья была 8 человек – кроме меня еще 4 сестры и три брата, мы с сестрой-двойняшкой самые младшие были. Не голодали, конечно, но нелегко приходилось. Вот я физически слабоват и был. И конечно, били часто во время игры. Несколько раз сотрясение получал, шрамы до сих пор остались. Защитная амуниция тогда не такая была. Шлем без маски был, щитки из фибры, которая в морозы бывало и трескалась, когда шайбой попадало. Налокотники были – одно название. Внутри губка небольшая и кожей обтянуты. Нагрудники –большие чашки, их сначала тоже из фибры делали, кубиками такими. Уже позже пластмассовая защита появилась. У нас много ребят из Питера было и из воскресенского «Химика». Они стали привозить щитки из какого-то легкого металла. А чашечки для колена отрезали от верхних щитков и подшивали.

 

 

«ЗАВОДА, ДАВАЙ!» - КРИЧАЛИ ТРИБУНЫ

 

- Насколько быстро Вам из молодого игрока удалось стать лидером команды?

- В классе Б нас уже Николай Родин тренировал. Он поставил меня к играющим ребятам – Юрию Ильину и Саше Корнееву, чтобы опыта набирался. Я в начале сезона не очень-то играл, а потом резко прибавил. Когда на сборах были, на пельмени, как говорится, нажимал. По две порции съедал. Физически окреп. Мне скорость нужна была. Голова на месте, руки работали, а в скорости другим игрокам уступал. Понемногу прибавлять начал.

 

 

Сборная металлургического завода. Заводчиков - третий слева в верхнем ряду.

- Какие задачи тогда ставились перед командой?

- Была поставлена задача выйти в класс А. В основном в команде были все приезжие, нас местных только двое – я и Гена Воронов. Но у Гены отчего-то не получилось, он уехал. На тот момент наша команда стабильно находилась на 4-5 месте. Это неплохой результат был, и шестерым из нашей команды присвоили звание кандидата в мастера спорта. Но задача стояла – выйти в класс А. Для этого надо было второе место занять, не ниже. «Пулька» (полуфинал) здесь проходил, в Череповце. Мы вообще не надеялись, что пройдем. Но все-таки с горем пополам заняли в полуфинале второе место и поехали в Златоуст на финал. Первые два матча там проиграли, а потом - масть пошла и все оставшиеся мы выиграли. В итоге заняли второе место, стали серебряными призерами. Так и вышли в класс А. В Череповце нас встречали торжественно, с оркестром, на вокзале полный перрон народу!

 

- А на матчах много болельщиков было?

- Очень много. Каток был на стадионе «Металлург» примерно там, где сейчас ФОК. Билеты на хоккей, если правильно помню, по рублю стоили. Болельщики рассказывали, что когда игра шла, то шум на весь город слышен был. Мужики с удовольствием ходили, каждый второй-третий с бутылочкой. Бывало, кто перепьет, сверху падали, по лесенке скатывались и даже за борт вываливались.

 

Видеоархив - матчи в Череповце на открытом практически всегда собирали полные трибуны.

 

 

- Тогда, наверное, везде на открытых площадках играли?

- Почти во всех городах, куда мы ездили, были открытые катки. Только в Кирово-Чепецке искусственный лед, но тоже площадка открытая. И в Москве в Сокольниках, куда мы на сборы ездили, в то время был открытый каток. Льда не хватало, нас не знал никто, не знали, что за город такой - Череповец, поэтому тренировки нам ставили глубокой ночью. Форму сушить было негде, жили, можно сказать, по-спартански. В гостинице - по четыре человека в номере, в котором одна батарея на всех, и одежда просто не успевала просыхать. Запах такой стоял! На следующий день все то же самое повторялось. По 10-15 клюшек с собой в поездку брали. Клюшки деревянные – бывало строгаешь, мучаешься, а за игру три сломаешь. Так что не баловали нас условиями.

  

- В родном городе на улицах узнавали?

- Да, здесь узнавали. И сейчас болельщики постарше узнают, подходят, вспоминают ту зеленую коробку. Я ведь, когда Гена Воронов уехал, в команде один из местных остался. На трибунах всегда мне кричали: «Завода, давай, давай!» Прозвище почти сразу у меня появилось, на второй год буквально, когда заиграл. 

 

Сергей РОДИЧЕВ, автор книги «От «Строителя» до «Северстали»:

- Конечно, памятен до сих пор матч, в котором Станислав Заводчиков забросил сразу пять шайб в ворота «Химика» из Днепродзержинска. С этой командой наш «Металлург» играл в том сезоне во второй раз, и первый матч завершился поражением череповчан. Да и игра Заводчикова вызвала критику от тренеров.

Перед домашней игрой тренер Павел Комаров сказал Станиславу: «Забьешь завтра не менее 4-5 шайб, тогда, может, и простим тебя»! Делать было нечего - пришлось выполнять...

Довольно быстро «Металлург» открыл счет - забросил, разумеется, Заводчиков. Правда, практически тут же гости отыгрались. Станислав явно завелся - снова забил, но «Химик» опять ответил своим голом - 2:2. На третий период череповчане выходили, как на последний бой. Свой третий гол в матче Заводчиков забил прямо со вбрасывания в чужой зоне! И в той же самой смене, не уходя с площадки, отличился и в четвертый раз!

Вроде, уже стало полегче и поспокойнее, но тренер на скамейке подошел и тихонько напомнил: «С тебя еще одна шайбочка...» Указание было выполнено - пас в центр на Заводчикова, бросок в касание - гол! Конечно, немалая заслуга в тех шайбах была и его партнеров по звену.

Итог встречи - 6:2 в пользу «Металлурга». Победа была одержана, тренерское задание выполнено, прощение заслужено.

 

 

В СБОРНУЮ НЕ ОТПУСТИЛИ

 

- Есть у Вас самый памятный матч, который можно назвать лучшим в Вашей карьере?

- Пожалуй тот матч с Днепродзержинском, когда я 5 шайб забросил. Он здесь, в Череповце проходил. Мы выиграли тогда 6:2. В газете об этом матче писали. А позже, на турнире в Кирово-Чепецке 16 или 17 шайб забил, приз дали как лучшему бомбардиру турнира.

 

Программка к одному из хоккейных матчей тех лет. 

 

- Матчи сборной СССР смотрели по телевизору?

- Конечно, смотрел. Меня, кстати, даже приглашали. Два раза вызов во вторую сборную приходил. Но руководство команды, оказывается, это скрыло от меня. Как я уже потом узнал - чтобы в другую команду не переманили. Бронь от армии пообещали, квартиру.

 

- Но Вы все-таки уехали в другую команду?

- Были приглашения и в московское «Динамо», и в воскресенский «Химик», и в ленинградский СКА. Я выбрал киевское «Динамо». Но там только сборы прошел. Павел Викторович Комаров обратно домой зазвал. Да и любовь здесь, в Череповце оставалась. Два месяца киевского тренера уговаривал меня обратно отпустить. Едем на тренировку, я заявление с собой беру. Ребята все смеялись: «Ну что, взял свой папирус? – Взял», говорю.

Московские ребята в этом не последнюю роль сыграли – Тузик, Белоножкин и еще один. Я-то уже в основном составе в третьей пятерке играл, а они так, болтались. Видимо, место нужно было. Говорили, что как подпишу заявочный лист, так меня в армию сразу отправят. Ну я и пошел на поводу, уговорил тренера, уехал. Жалел конечно, потом. Но здесь я тоже ведущим игроком был, много команде помог.

 

- Вы играли под №7. Это Ваше любимое число?

- У нас был капитан Виктор Куликов, который играл под № 7. И когда он уходил из команды, этот номер перешел ко мне. Павел Викторович сказал: «Бери, Завода, седьмой номер, преемником будешь».

 

- Какие впечатления у Вас остались от работы с Павлом Викторовичем Комаровым?

- Очень хорошие. Он, можно сказать, меня как хоккеиста воспитал. В общении простой, легкий. Он сам в русский мяч играл, в футбол. Много очень сделал для хоккея. Самые лучшие впечатления остались.

 

 

Александр Муравьев, ветеран череповецкого хоккея:

- Я приехал в Череповец из воскресенского «Химика» в 1967 году. В то время здесь из местных только Слава Заводчиков играл, остальные хоккеисты приезжие были. И болельщики ходили смотреть не столько на команду, сколько именно на Славу Заводчикова. Он в команде заводилой был, фамилию полностью оправдывал. В футбол тоже очень прилично играл. Был даже в составе футбольной команды класса Б, а это тогда дорогого стоило.

Мы до сих пор дружим, вместе работаем в судейской бригаде. Он уже когда судьей работал, был полевым судьей на детском турнире, получил серьезную травму – перелом шейки бедра. С тех пор ходит с палочкой, но бывает почти на всех матчах.

 

 

ОТ ХОККЕИСТА ДО СУДЬИ

 

- Строительство «Алмаза» помните? Довелось там поиграть?

- Да, года два довелось в «Алмазе» поиграть, когда его построили. Это было большое событие для города, но болельщики со стажем все равно ту, зеленую хоккейную коробку вспоминают. Там, говорят, веселее было.

 

Станислав Заводчиков (крайний слева) в качестве начальника хоккейной команды одного из цехов ЧерМК.
- Когда профессиональным спортсменам зарплату еще не платили, Вы, будучи хоккеистом, где-то еще параллельно работали?

- Я начинал в «Спецстрое» маляром, мне тогда 16 лет только-только исполнилось, а на работу в этом возрасте не брали. Нужно чтобы специальная комиссия разрешила. А поскольку у нас семья была многодетная, то разрешение на работу мне выдали. Потом, спустя несколько месяцев, пригласили в копровый цех. Я уже тогда в профессиональной хоккейной команде играл, но от работы меня не освободили. Работал, а после смены на вечернюю тренировку приходил. И дома еще с гирей тренировался. Уставал так, что засыпал, как убитый.

 

Когда мы вышли в класс А, зарплату уже платили, но ставки были маленькие – тренер получал от 100 до 180 рублей. Поэтому у нас все в цехах металлургического завода числились. И брали нас с тем условием, чтобы летом выступали за цеховую футбольную команду. Нам, говорят, нахлебники не нужны.

С памятным призом за отличную судейскую работу.

 

По завершении карьеры металлургом стал. В разных цехах работал, но дольше всего в мартене - 16 лет.

В мартене тоже своя хоккейная команда была – «Сталь», на ее базе создали сборную завода, играли на первенство области. Там много наших ребят играли – Барсуков, Муравьев, Зотов. 

 

- Как давно Вы занялись судейством хоккейных матчей? Трудная работа?

- В судейство пришел примерно в 1983 году. Трудная ли работа? Правила надо знать и повнимательней быть, вот и все трудности. Бывает, конечно, что и спорят с нами, претензии высказывают. Внимательность нужна и спокойствие.

 

 

 

 

 

 

 

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024