Александр СМИРНОВ: игрок и тренер видят хоккей разными глазами.

Интервью
29.10.2009
17:14
Пресс-служба ХК «Северсталь»

Тренер ХК «Северсталь» Александр СМИРНОВ – новый человек для череповецких болельщиков. С нашей командой работает около четырех месяцев. До этого прикладывал свои тренерские таланты к развитию далекого норвежского хоккея. В чем, кстати, добился немалых успехов.

         Получив в межсезонье предложение от «Северстали», долго не раздумывал. И сейчас он – один из помощников Андрея Пятанова на тренерском мостике нашей команды.
 

Матчи российского чемпионата смотрел и в Норвегии.

- Ваши впечатления от первых недель чемпионата КХЛ? Насколько ожидания, предположения совпали с действительностью?

- Как я и думал, чемпионат очень ровный, непредсказуемый. Любая команда может обыграть любую. Большого разрыва в мастерстве между клубами нет. Кое-где есть, конечно, игроки помастеровитее, поопытнее. Это «Магнитка», СКА, несколько других команд. Вообще же, все матчи чемпионата получаются достаточно непростыми. В принципе, о том, как играют в России, я был наслышан. В Норвегии нередко смотрел матчи российского первенства. Думаю, что КХЛ – безусловно, одна из сильнейших лиг в Европе.

О нашей же команде могу сказать, что мы пока недобираем очков. Были травмы, было невезение. Но по игре, даже в проигранных матчах, мы серьезно никому не уступали. Исключение – последний матч с «Салаватом Юлаевым».

 

- Как у Вас вообще возник вариант с «Северсталью». Ведь раньше Вас с Череповцом ничто никогда не связывало?

- Три года я работал тренером в Норвегии. И всегда хотел попробовать свои силы в российском чемпионате. Это интересно в профессиональном плане. Летом возник вариант с «Северсталью». Моя кандидатура была в числе обсуждаемых. И я очень рад, что в результате выбор остановили на мне. Предложение из Череповца я принял с удовольствием.

Не скажу, что у меня было так уж много информации о «Северстали». Я, конечно, знал, что команда завоевывала серебро и бронзу российского чемпионата. Когда приехал, город мне понравился. Прекрасный Дворец. Созданы все условия для работы.

 

В Норвегии хоккеисты с утра ходят на работу.

- Можно ли сравнивать тренерскую работу в чемпионате Норвегии и в Континентальной Хоккейной лиге?

- Это все-таки разные вещи. В Норвегии ведь развит полупрофессиональный хоккей. Примерно половина игроков имеют работу помимо хоккея. И требования к ним, разумеется, другие. Скидок, поблажек особых нет, но, к примеру, ежедневные двухразовые тренировки организовать просто невозможно. С утра все ребята находятся на работе и приходят только на вечернее занятие.

И в целом, если сравнивать всю инфраструктуру чемпионатов России и Норвегии, то это небо и земля. Там условий, какие созданы в КХЛ, просто нет.

 

- Большой этап своей карьеры Вы провели в европейских странах. И, будучи игроком, и, став тренером. Что стало для Вас на этом этапе самым главным, запоминающимся?

- Самым запоминающимся событием стало завоевание в 1993 году звания чемпиона мира в составе сборной России. Тогда я уезжал в сборную уже их финского клуба. Потом мы с финским ТПС выиграли Кубок европейских чемпионов.

А, когда стал тренером, то это был выигрыш нашей командой звания чемпионов Норвегии.

 

- По опросу норвежской прессы Вас признали лучшим игроком-легионером за всю историю норвежского хоккея. Вы действительно были там кумиром болельщиков?

- Ну, если и был кумиром, то только в своем городе – Хамаре. Автографы брали частенько. Вообще, это достаточно небольшой городок. Практически все друг друга знают. И, когда, допустим, гуляли по городу с семьей, то часто подходили разные люди, поздравляли с удачной игрой, с победами, благодарили. Было очень приятно.

А тот опрос - он проводился по всей Норвегии. И болельщики, судя по всему, успели меня запомнить.

 

- Можно ли сравнивать популярность хоккея в Норвегии и России?

- В Норвегии хоккей далеко не самый популярный вид спорта. Там в лидерах по популярности биатлон, лыжные гонки, прыжки с трамплина, футбол. Хоккей где-то месте на пятом-шестом. На биатлонные соревнования собираются по 50-60 тысяч зрителей. Был чемпионат мира по прыжкам с трамплина – пришло 150 тысяч болельщиков. А на хоккейный матч если придут 2-2,5 тысячи зрителей, то уже хорошо. Правда, на плей-офф людей собиралось побольше. Тысяч по 6-7.

 

Сожалею о том, что происходит в Воскресенске.

- В России играли за воскресенский «Химик». Там же немного успели поработать и тренером. Это родной для Вас клуб, родной город?

- Да. Я родился и вырос в Воскресенске. Там начинал играть. Там попал в команду мастеров. Очень жалко, что сейчас там такая плачевная ситуация. Хоккей там очень любят, и Воскресенск по-настоящему хоккейный город. Но из-за больших проблем с финансами остался сейчас без команды КХЛ.

А, ведь, сколько мастеров воспитала воскресенская школа. Ларионов, Козлов, Каменский, Черных, Ломакин, Квартальнов, Титов, Зелепукин – можно перечислять очень долго. Ребята выигрывали чемпионаты мира, Олимпийские игры, Кубок Стэнли. И теперь школа, давшая столько звезд, оказалась в незавидном положении.

 

- Скажите, а Воскресенск чем-нибудь похож на Череповец?

- Мне кажется, эти города действительно чем-то похожи. Воскресенск такой же рабочий город. Население там поменьше. Но атмосфера очень схожа. Мне очень нравится Воскресенск, и поэтому почти сразу полюбился и Череповец.

Не очень я люблю, к примеру, Москву с ее вечной суетой. Вообще, города-мегаполисы. А здесь я вполне «в своей тарелке».

 

Поначалу играющим тренером стал «из экономии».

- Когда заканчивали карьеру игрока Вы уже планировали связать свое будущее с хоккеем? Стать тренером?

- Да, об этом подумывал. Первый опыт тренерской работы был у меня уже в 36 лет, когда в Норвегии стал играющим главным тренером. Год я был в такой двойной роли. Затем на два года уехал в Россию – в Воскресенск. Команда тогда играла в высшей лиге, была поставлена цель – пробиться в Суперлигу. Для этого собирали ребят – воспитанников воскресенского хоккея. И там – в «Химике» - я тоже один год был одновременно и главным тренером, и игроком.

Ну и, после этого, я, разумеется, стал думать о продолжении тренерской карьеры.

 

- Вообще, играющий тренер – это, ведь, не такое уж и частое явление. Как Вам удалось оказаться в этой роли?

- Первый раз в Норвегии это произошло в силу финансовых обстоятельств. Клуб хотел сэкономить, и мне предложили такое совмещение. Да и ребята-хоккеисты тоже все были за меня. Сказали, давай, мол – попробуй. Все получится.

И получилось, в общем, неплохо. Выиграли регулярный чемпионат. А в плей-офф проиграли только в финале.

А в Воскресенске такая ситуация возникла из-за результатов команды. Нужно было войти в четверку, а мы шли седьмыми-восьмыми. В результате тренерский штаб был отправлен в отставку и руководство «Химика» предложило мне возглавить команду. При этом, продолжая играть. Тем более, что некоторый подобный опыт у меня уже был.

 

- Есть известное выражение, относящееся не только к хоккею, но и вообще к игровым видам спорта – оно гласит, что для достижения успеха тренер должен «убить в себе игрока». Вы согласны с этим?

- Абсолютно правильно. Сейчас, когда работаю тренером уже четвертый год, я окончательно убедился в справедливости этих слов. Когда только начинал – первые месяцы – у меня в голове еще сидело сознание игрока. Все, происходящее на площадке, воспринимал с точки зрения хоккеиста. Хотя эту фразу знал – мне ее сказал один из наших опытных тренеров. И уже потом, со временем получилось перестроить сознание.

К примеру, в какой-то ситуации хоккеист допускает ошибку. Как игрок я не могу его понять – это же элементарный прием. Сам бы я легко его сделал. А как тренер я должен разобраться, проанализировать – почему ошибка произошла, что нужно исправить. Быть может, он просто и не мог, в силу каких-то причин, выполнить этот прием. Здесь нужно очень много терпения. И, когда ты увидишь, что игрок в состоянии выполнять какое-то задание, вот тогда и можно начинать от него что-то требовать.

Можно сказать, что у игрока и у тренера перед глазами совсем разная «картинка». У игрока - более конкретная. У тренера – более общая. Тренер должен видеть любые нюансы. Взять те же игровые смены – короткие они должны быть или длинные. Когда сам играл, то часто думал – я не устал, покатаюсь еще. А с тренерской скамейки видно, что свежести игрокам на минуту-полторы не хватает. И смена должна длиться 30-40 секунд. И таких ситуаций очень много.

 

Тренер – вратарь. Тренер – защитник. Тренер – нападающий. Чем не идеальный вариант?

- Сейчас у главного тренера «Северстали» Андрея Пятанова три помощника. Андрей Карпин в прошлом вратарь. Вы – защитник. Дмитрий Квартальнов – нападающий. Есть ли в таком случае разделение по функциям – кто с кем больше работает?

- Действительно, сочетание у нас подобралось очень удачно. Конечно же, Андрей Карпин занимается только вратарями. Андрей Константинович и я – оба были защитниками. Естественно, что несколько больше внимания уделяем игрокам обороны. А Дмитрий Квартальнов всегда может подсказать форвардам – как им лучше действовать. И это здорово. Возможно даже идеальный вариант, когда у каждого тренера в коллективе есть своя специфика.

 

- Были мысли получить тренерское образование?

- Я знаю, что в некоторых странах Европы, чтобы работать с командой, необходимо получать тренерскую лицензию. В Норвегии таковая не требовалась. В России специальные документы получать нужно. Естественно, я всегда не против пополнять свои знания, учиться. Знание психологии, физиологии никогда не будут лишними. Думаю, что это важно.

 

- По тренерским меркам Вы – молодой тренер. А как далеко заходят Ваши амбиции? Хотелось бы со временем возглавить какой-нибудь из клубов КХЛ?

- Пока так далеко я не заглядываю. На данном этапе меня все вполне устраивает. Первый год работаю в Континентальной лиге. Многому учусь. Возможно, лет так через пять, возникнет желание попробовать себя и в роли главного. Это нормально.

 

В состоянии обыграть любого соперника.

- Можете ли Вы определить стиль игры «Северстали» в нынешнем сезоне?

- Это сложно так однозначно сказать. В каждой отдельной игре приходится отталкиваться от ситуации. Естественно, хотелось бы, чтобы мы играли не в выжидательной, а в более агрессивной манере. Как это удавалось нам в матчах с «Ак Барсом», московским «Динамо». Но, в силу различных обстоятельств, к примеру, травм игроков, далеко не всегда это получается. Не хватает физических сил, приходится переходить на игру от обороны.

В принципе, я считаю, что команда должна уметь играть в различных стилях – и наступательном агрессивном, и оборонительном выжидательном. Когда команда умеет играть по ситуации – это и говорит о ее классе.

 

- На сегодняшний день в команде определились лидеры? Игроки, которые могут повести за собой?

- Сильно выделять кого-то не хотелось бы. Все-таки играет, прежде всего, команда. А по игровым амплуа могу сказать, что это вратарь Растислав Станя, защитник Александр Шинин, нападающий Йозеф Страка, у которого идет игра, много забивает. Хотя, повторюсь, все победы одерживаются только коллективом.

 

- Что Вы можете сказать о потенциале нынешнего состава «Северстали»?

         - За место в плей-офф команда вполне способна сражаться. Своей игрой ребята доказывают, что вполне могут соперничать на площадке и с Казанью, и с московским «Динамо». Мы в состоянии обыграть любую команду лиги. Так что «Северстали» вполне по силам выйти в плей-офф. Задача для нашей команды решаемая.
text-indent: 27pt; margin: 0cm 0cm 0pt; tab-stops: 105.0pt\/divtext-indent: 27pt; margin: 0cm 0cm 0pt; tab-stops: 105.0pt\
Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024