Выезжайте за ворота и не бойтесь поворота!

20.08.2013
09:21
Спорт день за днем

Хоккейная карьера с завершением игроцкой заканчивается, к счастью, далеко не у всех. Многие классные форварды и защитники становятся затем сильными наставниками. Вратарям же переход на тренерскую работу дается сложнее. Судите сами: примерно каждый десятый хоккеист — вратарь, но среди главных тренеров бывших голкиперов — один-два на сотню. «Спорт День за Днем» пытается разобраться, почему происходит этот количественный скачок на целый порядок.

Старые раны

Начнем же, пожалуй, с прин­ципиальных особенностей вра­тар­ской профессии. Взять, к примеру, тот же футбол. Вот что говорит бывший вратарь сборной России Станислав Черчесов, ставший затем довольно успешным главным тренером: «Когда ты вратарь, ты отвечаешь все время за себя, как бы уходишь в себя, а на посту тренера надо за коллектив отвечать, мыслить масштабнее, — объясняет Черчесов «трудности перехода». — Хотя не стоит забывать, что работа тренера и работа вратаря имеют много общего. Большая ответственность за результат, постоянные стрессы, которые не видны. Если человек все время стоял в воротах, это вовсе не значит, что нервов вообще нет. Просто человеку надо учиться не показывать волнение, чтобы сопернику не дать шанс думать, что он сильнее. Поэтому нервная система быстрее истощается».

В футбольной среде тоже отмечают: количество тренеров из числа бывших голкиперов не столь велико. И все же среди «рулевых» соккера представителей вратарского цеха гораздо больше. Начнем с того же тренера чемпионов России — ЦСКА — Леонида Слуцкого. Мишель Прюдомм, Сергей Овчинников, Дино Дзофф и другие звездные «воротчики» футбола при желании легко забирались затем на тренерский мостик.

С одной стороны, у хоккейных и футбольных стражей ворот немало общего — в психологическом плане. С другой же, хоккей предъявляет к киперу гораздо больше требований — в плане реакции и особенно мужества. К тому же у хоккейного вратаря практически нет возможности расслабиться. В футболе поляна огромная — пока долетит мячик до твоих ворот… А ведь может и вообще не долететь. Так, в недавнем матче футбольная сборная России ни разу не попала в североирландскую «рамку». В хоккее же скорости огромные, площадка маленькая — в любой момент жди беды. Как признавался великий Владислав Третьяк, он мог перевести дух лишь тогда, когда защитник его команды контролировал шайбу за воротами, у лицевого борта. А в остальное игровое время будь любезен — останавливай пули-шайбы соб­ственным телом, по нескольку десятков раз за матч.

Вот и Константин Барулин, нынешний страж ворот российской национальной дружины, предположил: вратари так «наедаются» нервной нагрузкой за карьеру, что затем сил нести тренерский крест у них уже просто нет. Нерв­ные клетки-то, как известно, не восстанавливаются.

Трудно сказать, сколько этих самых нервных клеток истратил за время вратарской работы легендарный Николай Пучков, но, в отличие от душевных, количество телесных его ран известно довольно точно. Лицо Пучкова украшали 47 шрамов! Можно предположить, что Николай Георгиевич имел стальные нервы или же знал секрет их возрождения. Так или иначе, душевные силы и желание стать главным тренером у Пучкова было огромным. Что же до тренерского таланта… Приведя СКА в 1971 году к бронзе чемпионата СССР, Николай Пучков доказал: из вратаря может получиться не только великолепный тренер, но еще и большой педагог.

Новая волна

Специалисты в один голос признают: игра из «рамки» воспринимается своеобразно. Но в этой причудливости есть и свои преимущества. «По мне, так из ворот все лучше видно, — считает бывший вратарь сборной СССР Олег Браташ. — Я согласен с вами, что мало кто из вратарей становится тренером, но, может, я исключение. Мне интересно работать с командой, строить игру, исходя из того, как я ее вижу и понимаю. Я могу поработать с вратарями, но ограничиваться только этой работой мне неинтересно». Кстати, Браташ в свое время поработал в тренерском штабе СКА, но до главного на высшем уровне пока все же не дорос.

А вот другому знаменитому советскому вратарю Сергею Черкасу довелось «порулить» армейцами — в 2006 году. Однако и ему не удалось закрепиться в роли главного тренера — Черкас после завершения вратар­ской карьеры в основном работал наставником голкиперов.

Еще одна вратарская легенда Питера — Максим Соколов — в это межсезонье тоже будет трудиться тренером вратарей — в мытищинском «Атланте». В таком переходе, повторимся, нет ничего удивительного. На порядок сложнее сделать шаг от коуча киперов к должности главного наставника. «Вратарю трудно стать тренером, так как весь процесс воспринимается по-другому, — объясняет Максим Соколов. — Возможно, у моей тренерской карьеры есть будущее, если мне удастся несколько сезонов поработать вместе с большим специалистом. Вратари редко становятся тренерами, мне вспоминается только Николай Пучков…»

Впрочем, есть и исключения. В сезоне-2013/14 у всех нас наконец-то появятся свежие примеры. В полку последователей Пучкова прибыло! Сразу два бывших вратаря возглавили команды сильнейших чемпионатов мира. В НХЛ у руля «Колорадо» встал великий Патрик Руа. Голкипером Святой Патрик был, конечно, авторитетным. Вот только по характеру Патрик — отнюдь не святой. Хватит ли у него выдержки для столь ответственной работы? Интересно, как отразится это назначение и на игре первого номера «Эвеланш» Семена Варламова. Если с приходом Руа Варли прибавит, то ход с назначением Патрика себя уже оправдает. Важно, когда команда грамотно подстраивается под игровую манеру своего вратаря, активно ему помогает. Кто лучше Руа знает, как выстроить эту систему?! Если же вспыльчивый канадец перегнет палку — примется «пихать» Семену и учить его жизни — толку уже не будет. Поглядим, получится ли из Святого хороший учитель.

Хочется поскорее посмотреть и на Петериса Скудру, «рулящего» торпедовцами. Петерис, отвечая на вопрос, почему голкиперы так редко становятся главными тренерами, говорит, что ситуация потихоньку меняется. «Это стереотип, который уже рушится, — считает Скудра. — Стал же Патрик Руа наставником «Колорадо». Кроме того, многие вратари — отличные генменеджеры в Северной Америке. Спецы, которые собирают команду по крупицам».

Что ж, от новых опытов Скудры и Руа многое зависит. Провалятся они — и тема вратарей-тренеров, возможно, опять надолго заглохнет. Если же эта свежая волна окажется успешной, то у поколения Максима Соколова и Кирилла Коренькова появится реальный шанс вновь всерьез заявить о себе в большом хоккее.

|Мнения

Тренер вратарей сборной России Владимир Мышкин:

Мы смотрим на хоккей со стороны ворот

— Честно говоря, затрудняюсь ответить на вопрос, почему голкиперы редко становятся главными тренерами, но это факт. Первые, кого могу вспомнить, — конечно, Николай Георгиевич Пучков у нас в России и Патрик Руа — в НХЛ. А больше никого и не припомню. Видно, у нас, вратарей, судьба такая. Наверное, голкиперы более сосредоточены на собственной игре, на своих функциях — защите ворот. В поле все несколько иначе: другие построения тактические и своя специфика. А киперы смотрят хоккей с другой стороны — со стороны ворот.

Вратарь сборной России и «Ак Барса» Константин Барулин:

Как тренеры работают с такими дураками?

Один из лучших российских голкиперов Константин Барулин признался, что не исключает возможности перехода на тренерскую работу после завершения игроцкой карьеры.

— Как вы думаете, почему голкиперы редко становятся главными тренерами команд?
— Честно говоря, никогда не задумывался над этим вопросом.

— Возможно, вратари просто хуже разбираются в тактике игры?
— Вовсе нет. Они так же присутствуют на каждом командном собрании. Более того, им со своей позиции в воротах лучше видно общую игру команды. Я считаю, что голкиперы прекрасно разбираются в тактике. Просто по окончании карьеры им хочется передать опыт, вот они и становятся тренерами вратарей.

— Из известных тренеров на память приходят Пучков, Руа…
— Когда начинал играть в Тюмени, у нас был тренером Кузьмин — в свое время он тоже был вратарем.

— Говорят, голкиперы народ своеобразный: сложная у них психологически работа. Вот по окончании карьеры они и не хотят брать на себя ответственность за такое количество людей…
— Может, вратари не хотят идти на тренерскую работу потому, что на протяжении карьеры и так выдерживают большую психологическую нагрузку? Так что, возможно, вы правы.

— А вы себя представляете тренером в будущем?
— Несколько лет назад вообще не видел себя на тренерском поприще. Думал: и как они с нами, с такими дураками, работают? Но с каждым годом все отчетливее понимаю, что когда-то карьера игрока все равно закончится. И нужно понять уже сейчас, как правильно уходить из хоккея и стоит ли из него вообще уходить. Поэтому начал задумываться о том, что, пока играю, имеет смысл делать какие-то записи, вести дневник. Сдается мне, они могут понадобиться — если не мне самому, то кому-то другому.

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024