Николай ЛЕМТЮГОВ: Разочарования от заокеанского хоккея нет.

Интервью
09.08.2008
14:16
Пресс-служба ХК «Северсталь»
       Экс-нападающий «Северстали» Николай ЛЕМТЮГОВ второй сезон подряд начнет за океаном. Он по-прежнему настроен пробиться в состав НХЛ-овского «Сент-Луиса» - пусть даже и через игру в низших лигах. В прошлом году Лемтюгов играл за фарм-клуб «блюзменов» - «Peoria Rivermen».
       При этом вот уже второй год кряду «предсезонку» Николай проводит в Череповце. Именно к нему было приковано внимание болельщиков на матчах традиционного турнира фарм-клубов. Выступая за «Северсталь-2», Лемтюгов в четырех сыгранных встречах успел «настрелять» семь голов. Не исключено, что как раз присутствия Николая и не хватило нашим дублерам, чтобы в решающем матче турнира обыграть принципиального соперника – ярославский «Локомотив-2», и занять первое место. Но в день окончания турнира Лемтюгов уже вылетал из Череповца по делам в Москву.
 
       - Николай, почему, имея возможность тренироваться в Америке, предсезонную подготовку проводите в России? 
       - Два летних месяца я занимаюсь дома, в родном Миассе, что недалеко от Челябинска. С отцом в качестве тренера. Занимаемся легкой атлетикой, работаем в тренажерном зале. Ну а в конце июля, можно уже сказать по традиции, приезжаю в Череповец. С «Северсталью» у меня до сих пор есть контракт. Кроме того, здесь много льда, а участие в турнире дает необходимый игровой объем.  Двух недель хватает, чтобы набрать нужную форму. 19 августа собираюсь уехать из Череповца окончательно. 
 
       - Как сложился год, проведенный в Америке?
       - Первые два месяца прошли напряженно. Я плохо знал язык, не знал, куда пойти, с кем общаться, совсем другая страна, другой менталитет. Около месяца пришлось заниматься бюрократией, получать документ, без которого там нельзя ни дом купить, ни машину. Никто меня не опекал. За хоккеистом только на площадке присматривают, заботятся, ухаживают. А выходишь за пределы ледового дворца и – предоставлен сам себе. Никто не интересуется твоей частной жизнью. Там подход другой, нежели в России. Считается, что игрок сам знает, что ему нужно, какой режим тренировок, диета. Тренеру важен результат. Поэтому готовился я сам, приезжая в команду только перед игрой в назначенное время. В случае проигрыша никто панику не поднимает. Начинают переживать по поводу результата только ближе к концу сезона. У нас однажды была победная серия, мы выиграли 15 матчей подряд. Через месяц - проиграли 10 подряд. Вот если команда не попадает в плей-офф, тут-то и начинаются «потогонные» тренировки. Те, которые в России любят устраивать в любое время, даже после одного проигрыша.
 
       - Как сейчас складываются отношения с коллегами-хоккеистами?
       - Язык специально не учил, все постигал в общении. Ребята натаскивали, не смеялись, если что-то говорил неправильно. Я один русский в команде был. Со многими подружился.
 
       - А каковы чисто спортивные результаты?
       - Сезон для меня был сложным.  Забил 22 шайбы, набрал 37 очков. Это не так много. Мог бы больше. Но там  такая политика – к новичку долго присматриваются, давая играть по минимуму.  Первое время я всего матчей пять сыграл. Но потом удалось доказать, что я готов работать. Во второй половине чемпионата я, уже можно сказать, шел в лидерах, выходил в большинстве – на позиции защитника.
       А вообще отбор идет еще с тренировок. Тренер выходит на раскатку, смотрит. Если кто катается без эмоций, глаза не горят, он прямо с раскатки такого игрока может снять и на игру не выпустить. Без объяснений, несмотря на статистику. А в целом наша команда сезон провела неровно. Первые 50 игр мы шли в лидерах. Потом, как выдали серию из 10 проигранных матчей, слетели на 5-е место. В результате вели борьбу за выход в плей-офф. Туда из нашей группы должны были попасть только три команды. Нам, увы, не удалось.  
 
       - В одном из матчей турнира фарм-клубов пришлось постоять за себя с кулаками. Часто ли подобные ситуации возникали за океаном?
       - Здесь в Череповце ситуация для меня была неожиданная. В Америке отношения между собой выясняют тафгаи - специальные предназначенные для этого игроки. Они не дают в обиду лидеров команды. Другие хоккеисты не вмешиваются. У меня в прошлом сезоне лишь однажды был такой эпизод. Полез один швейцарец… Пришлось подраться… Но это исключительный случай.
 
       - Некоторые тренеры старой советской школы убеждены, что молодые игроки, рано уезжая за океан, деградируют, потому что американский хоккей более примитивный. Вы согласны с этим утверждением?
       - Не совсем. Все зависит от человека – наберется он опыта или деградирует. Хоккеист должен знать, зачем едет в НХЛ. Если есть мастерство, то его не убавишь. А если игрок ничего не умеет, то его, конечно, будут воспитывать так, как принято там, в американской хоккейной школе. Ну а про меня нужно спрашивать у болельщиков.
 
       - Какой опыт приобретен?
       - Стал сильней и выносливей физически.  А если в деталях - даже в фарм-клубах можно позаимствовать хороший опыт  как играть в обороне, как вести силовую борьбу, атаку, драться – это показывают. Применять не обязательно, но если возникнет ситуация – можно эти навыки использовать, чтобы, например, не пострадать в драке.
 
       - Вы знакомы с подбором игроков в «Сент-Луисе». Если случится попасть в команду, то на место кого из действующих форвардов Вы могли бы претендовать?
       - Сложно сказать. Это в России можно предугадать, где будешь играть, даже в каком звене. В Америке никто не даст гарантий, куда игрока отправят.  Приезжаешь на трейнинг-кемп (у меня он начнется 15 сентября), а там сегодня дают синюю майку, завтра – красную, послезавтра – зеленую. Это потому, что тренеры смотрят сочетания игроков, и каждый раз эти сочетания могут быть новыми. Поэтому никто не дает гарантий, что ты будешь играть в НХЛ. Отработал кемп, в последний день приходишь, смотришь на лист. Там написано: Лемтюгов идет в фарм или остается здесь. Билет вручили, сказали – спасибо за работу, увидимся.
 
       - И Вы готовы еще на год остаться в фарм-клубе?
       - Пожалуй, не готов. Мы обсуждали с главным менеджером,  что если ситуация будет складываться, как в прошлом году, то после Нового года, в период дозаявок, вернусь обратно в Россию. Хотя в прошлом году я и не рассчитывал, что меня сразу возьмут играть в НХЛ. Я знал, что буду в фарм-клубе. Мне нужен был этот год, чтобы посмотреть лигу, обстановку и сделать выводы: стоит дальше идти в том направлении или нет.
 
       - И какой вывод?
       - Еду обратно. Разочарования нет, доволен на 100%. Тем, какой опыт приобрел, как отыграл, как прожил. Когда я анализировал прошедший сезон, понял, что выложился на 70%. Мог бы больше.
 
       - Ну а есть ли изменения за прошедший год в личной жизни?
       - Вопрос в точку. Как раз сейчас готовлюсь к свадьбе. С будущей женой Леной мы вместе уже три года. Свадьба пройдет в Москве в конце августа. И почти сразу уезжаем. Сначала в Канаду, к агенту, чтобы адаптироваться к другому часовому поясу.
       Я ведь в прошлом году неделю привыкал: в Москве ночь, самый сон, а мне тренироваться надо. В Америке все спать ложатся, а – не могу. В Москве-то день. Дней пять как зомби ходил. А 15 сентября нужно быть в команде, на трейнинг-кемп, к новому сезону готовиться.
Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024