Адам Лишка: «Я заранее знал, что вернусь»

Интервью
21.09.2022
13:39
Охтинский пресс-центр
Адам Лишка: «Я заранее знал, что вернусь»
— Вечером вам предстоит сыграть матч против СКА. Какой настрой на матч против соперника, который идёт без поражений?

Я думаю, что мы тоже вполне можем быть уверены в своей игре. Буквально недавно мы закончили утреннюю тренировку. Очевидно, что мы играем против очень сильной команды с хорошими игроками — пока что они выигрывали все матчи. Но мы готовы прервать их серию и выиграть.

- Прошлый матч против СКА закончился для вас поражением с разницей в три шайбы. Что не получилось в той игре?

У нас было хорошее начало, мы забили в первом периоде, счёт был 1:0. А потом проблема была в том, что соперник провёл несколько контратак, мы совершили пару ошибок, потеряли шайбу. Это игра была нетипичной для нас, мы стараемся играть ответственно в защите, а в том матче мы совершили ошибки и этим дали СКА хорошие возможности. Я надеюсь, что сегодняшний матч будет другим, и мы отыграем свою игру. Я бы сказал, что и в прошлом матче во второй половине мы довольно хорошо отыграли, старались прибавить в прессинге, но, разумеется, СКА тоже очень хорошая команда.

— Что помогло так успешно и результативно начать сезон?

После прошлого сезона большая часть состава осталась. Хотя, конечно, мы потеряли пару парней, но большинство игроков остались вместе, а новички тоже играют отлично. Я думаю, что это главная причина — мы друг друга знаем по прошлым сезонам и с каждым сезоном пытаемся стать всё лучше. Надеюсь, что, если мы будем усердно работать, то сможем достичь больших успехов.

— Вы стали первой командой в КХЛ, которая смогла трижды за игру забить с пустыми воротами, причём в матче против прошлогоднего финалиста. Тот матч оставил особенные эмоции?

Честно говоря, это было просто безумно! Никогда такого не было в моей карьере, это было чем-то особенным. Я думаю, что в той игре мы были активны, хорошо играли, но сначала никак не могли забить. Потом мы начали удаляться, и «Металлург» забил, счёт был 3:0 в их пользу. В последнем периоде мы решили как-то выправить игру, и тренер попробовал сменить вратаря на шестого полевого игрока, оставив ворота пустыми. Благодаря тому, что у нас есть хорошие игроки, способные выйти и забить в большинстве, мы забили три гола с пустыми воротами.

— Помимо позитивных командных достижений есть один курьёзный момент: в матче с ЦСКА единственная шайба в ваши ворота была заброшена тобой. Что чувствовал после автогола?

Разумеется, когда такое происходит, это не хорошо и не приятно. Но мне тогда очень не повезло — я был за воротами и не ожидал, что могу попасть в свои ворота. Пытался отброситься от борта, но шайба попала на конёк Плотникова и от его коньков отскочила в сторону сетки. Конечно, я не был рад голу в наши ворота, но в том моменте ничего не мог сделать и предугадать. Я смотрел за полётом шайбы вместе со всеми. Теперь по правилам нельзя держать шайбу у бортов, так что в любом случае у меня не было другого выхода из ситуации. Я попытался отбросить шайбу от борта, и мне не повезло. Но, надеюсь, это первый и последний такой случай. (улыбается)

— Что нужно делать, чтобы не сбавлять заданный темп в сезоне?

Самое главное — каждый день работать, ведь каждый новый день — это новые возможности. Мы играем много матчей, поэтому ещё важно восстановление между играми. Думаю, что это самые важные моменты, которые нам помогут.

— Ты почувствовал ужесточение правил в этом сезоне?

Да, например, в матче с ЦСКА, где я забил в свои ворота рикошетом от конька, когда пытался отбросить шайбу от борта. Я сделал это только потому, что по новым правилам ты не можешь просто держать шайбу у бортов, так как получишь две минуты. Иначе я бы скорее всего держал бы её там, поборолся бы за неё за воротами. Но я понимал, что не мог этого делать. Ещё я получил удаление за толчок на борт, но там, я думаю, было бы нарушение и раньше, ведь соперник поворачивался, так что там была моя вина.

— Каждый год в интервью и на пресс-конференциях мы слышим, что «Северсталь» ставит перед собой цель выйти в плей-офф. Не считаешь, что клубу пора ставить перед собой более высокие цели?

Я думаю, что в этом году наша цель — второй раунд плей-офф, а не просто попадание в кубковую восьмёрку. Мы приложим все усилия к тому, чтобы это сделать. Думаю, что, когда ты в плей-офф, у тебя всегда есть шансы, и мы показали в прошлом сезоне, как близко были к попаданию во второй раунд. Думаю, что у нас есть простор для улучшения нашей игры.

— Ты говорил, что тебе было очень комфортно в одном звене с Рообой и Няттиненом. Насколько уход Няттинена стал сильным ударом для команды? Как ты оценишь своих новых напарников?

Очевидно, неприятно было потерять Йоонаса, ведь он был отличным игроком, очень сильным на вбрасываниях, хорош в плане защиты, мог создавать опасные моменты в атаке. Разумеется, мы чувствуем его отсутствие, но я думаю, что новые парни, подписавшие контракты, очень хорошо справляются. Они усердно стараются, мы пытаемся сыграться, узнать друг друга получше, и, я считаю, что наша игра становится лучше. Состав звеньев сейчас, конечно, всё ещё немного меняется, но я уверен, что мы найдём химию, и всё будет хорошо.

— Хоть и не часто, но тебя ставят на точку. Тренируешь этот компонент на тренировках или не уделяешь внимание вбрасываниям?

Честно говоря, в прошлом сезоне был период, когда у Йоонаса был сломан палец и ему было больно выходить на вбрасывания. По этой причине он меня и учил, как это делать. Я думаю, что это сильно мне помогло, дало мне некоторое преимущество, и теперь я стараюсь использовать его. В этом сезоне пока что я на тренировках не работал над вбрасываниями, но играть на точке могу. И на Чемпионате мира я много играл на вбрасываниях, и в этом сезоне тоже буду — особенно в меньшинстве. Иногда и в большинстве, но в меньшинстве особенно часто буду на вбрасываниях, так что старюсь и в этом плане показывать себя хорошо.

— В этом сезоне больше нет ковидных ограничений посещаемости, так что в Череповце вы можете собирать аншлаги. Какой эффект оказало на вас возвращение полных трибун?

Огромный эффект! Лично мне это очень помогает. Помню время, когда мы играли без фанатов или с 25% посещаемости — ощущения максимально различаются. Тогда мы не получали тех эмоций, которые присутствуют при играх с полными трибунами. Я действительно наслаждаюсь ощущением того, каково это — вновь играть с фанатами на трибунах, с целой толпой. В Череповце плей-офф был потрясающим, сейчас в первых трёх домашних матчах мы тоже по-настоящему чувствовали поддержку, что важно не только для меня, но и для нас всех.

— В плей-офф вы выиграли два выездных матча и дважды уступили в домашних играх при полных трибунах. Что помешало в первых играх одержать победу при поддержке своих трибун?

На самом деле, не знаю, в чём причина, может… Не хочу придумывать какие-то истории, но, наверное, мы были уверены, что выиграем первую домашнюю игру. А после проигрыша мы были под давлением. Но я действительно не знаю, в чём была причина того, что мы не смогли выиграть ни одну из тех двух домашних игр. Притом в тех матчах мы были очень близки к победе, один из них мы проиграли в овертайме, если я правильно помню. Так что не думаю, что мы сыграли плохо — просто у нас не получилось. Причину назвать не могу.

— В нашем прошлом интервью ты говорил, что в прошлом сезоне решил играть в более силовой хоккей. Смена стиля себя оправдала?

Да, думаю, что я нашёл в этом свой стиль. Он даёт ещё больше эмоций, позволяет войти в поток игры. Этот стиль сильно мне помогает. Единственное, что я хочу улучшить и поменять — хочу не получать удаления, хочу играть более чисто. В целом я уже начал играть в силовом стиле первые пару матчей этого сезона, и определённо продолжу.

— Этим летом «Северсталь» была единственной командой, которая активно тобой интересовалась, или у тебя был обширный выбор?

Нет, я мог выбрать разные варианты, но в конце концов, взвесив все «за» и «против», я понял, что это верное решение. Знаю, что уже нашёл себя здесь, уже долго играю в КХЛ, знаю всех парней. Я чувствовал, что наша работа не закончена, и мы, как команда, можем выйти на более высокий уровень.

— Чемпионат Мира 2022 года стал для тебя самым результативным в карьере. Что помогло добиться такого успешного выступления?

Я хорошо провёл товарищеские матчи накануне Чемпионата. Если не ошибаюсь, за пять матчей у меня было пять или шесть очков. Я был в хорошей форме после того, как мы закончили плей-офф в КХЛ, поехал домой, отдохнул и старался подготовиться так, чтобы быть полным энергии. Очевидно, что некоторые парни приезжают сразу после сезона и, возможно, чувствуют себя несколько уставшими. А я чувствовал себя очень хорошо, у меня было много энергии, много сил. Думаю, что я показал это в тех самых товарищеских матчах и продолжал показывать в своей тройке нападения. Но в течение Чемпионата моё положение менялось, а потом я играл всё выше и даже сыграл в первой бригаде большинства. Это было очень увлекательно, и я получил удовольствие.

— Вы проиграли в 1/4 финала сборной Финляндии, которая в итоге выиграла турнир. Тогда уже было понятно, что финны — фавориты Чемпионата?

Они выиграли Олимпийские Игры, и для них это был домашний Чемпионат, так что, разумеется, у них была очень хорошая команда с отличными игроками. В том матче у нас было отличное начало, мы вели 2:0, но, к сожалению, возможно, были не так настроены, как могли бы быть. У них была опытная команда, они знали, что даже если они отыгрывают свою игру, ошибки будут. Я думаю, что наша команда была достаточно молодой, мы становились лучше, но совершили пару ошибок, и это дало им возможность переломить игру.

— В связи с международной ситуацией далеко не все иностранцы едут в КХЛ. Благодаря этому сейчас в Лиге прибавилось твоих соотечественников. Считаешь ли ты это плюсом для развития словацких хоккеистов?

С точки зрения спорта, очевидно, что эта Лига очень сильная, и это главная причина того, почему парни, в числе которых и я, хотят играть здесь. Это хорошая лига, и в ней много мастеровитых игроков. По поводу всей ситуации сказать сложно, это оказывает большое давление. Мы… Я лично, честно говоря, аполитичен, не хочу заниматься этим, я хочу просто играть, потому что КХЛ — отличная лига. Это было главной причиной для меня, и я бы сказал, что это главная причина для всех наших игроков здесь.

— На Чемпионате мира и Олимпиаде было много игроков из КХЛ. Исходя из этого можно сказать, что КХЛ — вторая лига в мире?

Не могу сравнивать, например, со Шведской лигой, никогда там не играл, но из того, что знаю от парней, КХЛ — очень хорошая лига высшего уровня. Так что, да, я бы вполне сказал, что это вторая лучшая лига в мире.

— Ты чувствуешь, что из года в год тебе доверяют в сборной всё больше и больше?

Да, я помню первый свой Чемпионат мира — он был домашний, что было идеально, мне очень понравилось. Тогда, кажется, мне было 19, так что, Вы понимаете, я очень старался и хорошо там себя чувствовал. Забил два гола Канаде и затем ассистировал, что было просто отлично. Во втором, мне кажется, я не так много играл, но в целом как команда мы выступили достойно — попали в четвертьфинал. В этом году я чувствовал, что играл дольше всего из своих трёх Чемпионатов мира.

— В одном из своих интервью ты отмечал, что тренировочные сборы в России кардинально отличаются от сборов в других лигах и странах. Ты считаешь это преимуществом КХЛ или недостатком?

Думаю, что в целом парни везде работают усердно, но здесь, в КХЛ, это развито на особом уровне. Например, мы тренируемся с баллонами на льду. Очевидно, после этого ноги очень устают, и в первом месяце предсезонки трудно играть, ведь наши ноги не в том состоянии, в котором мы бы хотели. Но думаю, что это определённо помогает нам. Если смотреть на общую картину, нам нужно отыграть 68 игр, поэтому усиленные летние сборы помогают нам приобрести для этого силы, сохранять скорость, так что это — определённое преимущество.

— В КХЛ ты бросаешь из сезона в сезон меньше двух раз за игру. Ставишь ли своей целью чаще угрожать воротам соперника?

Да, конечно. В некоторых играх у тебя нет возможности бросить или твой товарищ по команде находится в лучшем положении. Так что я не фокусируюсь исключительно на бросках, но если есть шанс, если я в хорошей позиции, а мой напарник — нет, то мне стоит бросать. Определённо я хочу бросать так много, как могу.

— Этим летом впервые в истории в первом раунде драфта НХЛ были выбраны два словака, причём первым и вторым номером. Как ты отреагировал на выбор Слафковски и Немеца?

Я писал парням, они не только отличные игроки, но и прекрасные люди. Думаю, что это событие имеет огромное значение для словацкого хоккея. Первый и второй номера первого раунда заняли наши хоккеисты, а третий парень — во втором раунде (Адам Сикора — «Нью-Йорк Рейнджерс» — прим. ред.). Наша федерация стремилась к этому уже долго. С того момента, как Мирослав Шатан стал генеральным менеджером сборной и теперь уже президентом Словацкого союза хоккея, они с главным тренером сборной Крейгом Рамзи пытались давать время на льду молодым парням, показать, что те умеют играть. Парни очень талантливы и использовали эту возможность, показали способности к игре на высоком уровне. Буду болеть за них, надеюсь, что они подадут в НХЛ — это будет хорошо и для нашей сборной. В будущем у нас будут очень сильные игроки, возможно, даже звёзды.

— Недавно вышло видео, где от Юрая Слафковски просто отлетел соперник, который планировал его хитануть в предсезонном матче…

Да, я тоже видел это видео. (улыбается)

— Сейчас Слафковски в свои 18 лет весит чуть больше 100 килограммов при 193 сантиметрах роста, что ему сильно помогает в игре. Насколько в современном хоккее важны габариты?

Они не так важны, как раньше. Ведь теперь больше ценятся скорость, действия на льду, создание моментов. Но если игрок быстрый, у него хорошее катание, он может создавать моменты и при этом он огромный, для него это существенный плюс. Ведь всё вместе это даёт ему большие шансы хорошо себя показать себя.

— Бюджет «Северстали» один из самых низких в КХЛ, что не мешает вам обыгрывать команды с бюджетом в 2–3 раза больше вашего. Разница в бюджетах как-то сказывается по ходу сезона или в длительных сериях плей-офф против соперников, чей бюджет близок к потолку зарплат?

Я бы честно сказал: это большая мотивация для нас, ведь, разумеется, все хотят зарабатывать больше. Но для нас это плюс — у нас есть этот огонь в глазах, мы хотим достичь чего-то большего, поэтому все мы мотивированы на то, чтобы усердно работать, чтобы показать тем, против кого мы играем. Что даже если у них намного более крупный бюджет, мы всё равно можем с ними сражаться — это огромная мотивация для нас.

— Ещё весной ты признавался, что хочешь остаться в «Северстали», но не можешь быть уверенным насчёт этого из-за ситуации в мире. В какой момент ты всё же решил остаться в череповецком клубе?

Честно говоря, у меня было соглашение с менеджером и главным тренером и раньше, но я не пытался активно его афишировать из-за всего, что происходило. Конечно, было нелегко заявить о нём дома, но я заранее знал, что вернусь. Была договорённость, и они сделали мне предложение. С точки зрения спорта, я чувствовал, что это правильное решение. Конечно, были переговоры и с другими командами в Европе. В конце концов, как я и говорил, я давал слово нашему менеджменту, главному тренеру. КХЛ — очень хорошая лига, вторая лучшая в мире, поэтому она и стала моим финальным выбором.

— Можешь передать пару слов фанатам?

Конечно! Я надеюсь, что они будут приходить на стадион, поддерживать нас, а мы будем стараться, сражаться за город, сражаться за команду. Надеюсь, что они получат удовольствие от каждой нашей домашней игры. Но даже если мы и будем на выездных играх, надеюсь, что им понравятся наши игры, ведь мы каждый период, каждую минуту будем сражаться ради них.
Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024