Владимир БЫСТРОВ: «Успеть забить за семь секунд».

Интервью
12.04.2016
13:53
Пресс-служба ХК «Северсталь»

 

ДОСЬЕ

Владимир Владимирович БЫСТРОВ

Родился 8 декабря 1952 года в Череповце.

Нападающий, воспитанник череповецкого хоккея. Отличался оригинальной обводкой, непредсказуемыми финтами, зачастую ставившими в тупик соперников.

За 9 сезонов – 1970-1973, 1976-1982 гг., проведенных в составе «Металлурга», забросил 200 шайб в ворота соперников. В сезонах 1973-1976 гг. выступал за киевский «Сокол» и забросил 24 шайбы.

По завершении карьеры игрока работал тренером в череповецкой хоккейной школе, а затем администратором в ХК «Металлург» и СДЮСШ «Северсталь».

 

 

На тренировку сбежал из дома.

 

- Владимир Владимирович, Вы в детстве играли в дворовых хоккейных командах. Как Вас заметили и пригласили в команду мастеров?

- Да, начинал в дворовых командах. Я где-то в семь-восемь лет записался играть в хоккей в турнире «Золотая шайба». У нас была команда «Огонек», там я, Валера Иванов и Вова Власов начинали. Потом записались в хоккейную секцию. Нас тренировал сначала Павел Викторович Комаров, потом Николай Михайлович Манеев.

Льда не хватало, поэтому тренироваться приходилось даже часа в два-три ночи. Я на улице Металлургов жил, надевал форму и на тренировки ходил пешком. Это сейчас ребят на машинах возят. А раньше - с тренировки придешь, отдохнешь немного, тетрадки возьмешь и в школу. Моя сестра всегда строго следила за тем, чтобы я уроки сделал. И однажды не пустила на тренировку, заперла в комнате. Жили мы на третьем этаже. А дом у нас снаружи отделан был плитками, и между плитками - выемки. Так я с балкона по этим плиткам спустился и убежал на тренировку. Сестре потом запретили меня запирать.

 

«Металлург» в сезоне 1972/72.
Владимир Быстров - второй справа в среднем ряду.
А потом и «Алмаз» построили. Лет в 15 я уже был в команде мастеров. Тогда Николай Павлович Родин тренировал команду. Так бывало, в коробке позанимаешься с молодежкой, а потом в «Алмаз» идешь, с командой мастеров тренироваться. Свой первый матч хорошо помню – играли еще в хоккейной коробке на стадионе с клубом из Румынии, полным-полно зрителей пришло. Меня к опытным игрокам поставили – Голованову и Карякину. Так и начинал.

 

- Были ли в детстве кумиры - те, на кого хотелось равняться?

- Сложно сказать. Даже не знаю, хотелось ли на кого-то равняться. Матчи сборной по телевизору смотрел, и на наших хоккеистов смотреть ходил. Клюшки добывали: увидишь, что клюшку сломали, через сугроб перепрыгнешь, заберешь обломок, спрячешь и идешь осторожно, чтобы не отобрали. Дома склеишь и клюшка как новая.

Довелось, кстати, и против легендарного Валерия Харламова играть, когда он еще в Чебаркуле был, а я уже за «Крылья» выступал. Проиграли мы тогда 2:3.

 

- Вы играли под 17 номером. Была причина?

- Сначала играл под номером 17, знал, что и Харламов играл под этим номером. Потом уже «девятнадцатый» взял.

 

 

На три года стал «киевским соколом».

 

- Вы в юности уехали играть в киевский «Сокол». Расскажите подробнее об этом этапе Вашей спортивной карьеры.

- Мы с «Металлургом» тогда были на сборах в Алуште. Там же тренировался и «Сокол». Команда рангом повыше, выступала в первой лиге. Мне Вова Сабиров как-то говорит – видел киевских ребят и тренеров, тебя хотят пригласить в команду. Мы вернулись со сборов, и я сразу билеты взял. Николай Михайлович Манеев об этом узнал. Смотрю, сидит, меня у касс дожидается. Тогда железнодорожные кассы на Ленина были, у «Радуги». Поговорили с ним, уговаривал остаться. Ведь я на то время больше всех шайб забивал. Но зарплата самая маленькая была – из-за возраста. Так что я все-таки уехал в Киев и сразу попал на турнир, на приз газеты «Советский спорт». Там забивать начал, зарекомендовал себя. В институт в Киеве поступил. Наши прочитали обо мне в газетах, и когда я снова приехал в Череповец, вызвали в горисполком. А поскольку я студентом стал, на дневном отделении учился, то в Череповце уже было меня не оставить. В Киеве я играл три года, потом вернулся в Череповец уже опытным игроком.

Ну а когда исполнилось 30 лет, пригласили в «Крылья Советов». В Москве, правда, жить не захотел, вернулся обратно. Но с карьерой уже не сложилось – возрастной стал, в заявку не прошел, хотя за предыдущий сезон одним из лучших снайперов был. Предложили работу тренером в хоккейной школе. Сезон крутился, работал. Потом на завод ушел, в мартеновский цех. Девять лет там отработал, но хоккей не бросал. Там мы создали команду, которая даже обыграла команду мастеров в товарищеском матче со счетом 4:2.

 

 

Николай Манеев:

Приехал в Череповец в 1963 году. Четыре сезона играл в составе «Металлурга», восемнадцать лет работал тренером в молодежной команде и детской хоккейной школе.

- Конечно, я помню Володю Быстрова. Очень долго с ним возился. Я с каждым ребенком возился, пока ставил на ноги. Старался привить любовь к хоккею, к труду, к учебе. Володя был очень талантливым мальчиком, со своеобразной техникой игры. Мы много работали один на один. Все отдыхали после тренировок, а мы вдвоем работали. У него хорошее игровое мышление, была прекрасная обводка. У меня все ребята были трудолюбивыми.

 

- Ветераны вспоминают, что хоккейная коробка на стадионе всегда была полна зрителей. А как тогда заполнялся «Алмаз»?

- Дворец всегда был полный, болельщики очень активно поддерживали команду. И в сезоне, и на турнире Беляева. На турнир всегда сильные, именитые команды приезжали. Можно сказать, дворец всегда битком был. И международные матчи тоже здесь проходили. Как-то приехал братиславский «Слован». А я в то время за киевский «Сокол» выступал и в Череповце случайно оказался, с небольшой травмой приехал – нос на тренировке сломали. Антонов (тренер) и предложил сыграть за «Металлург», я согласился. Хоть мы тогда и уступили 3:4, но сыграли достойно. Все три гола я забил.

 

 

Уложился в семь секунд.

 

- Вы регулярно забивали по три десятка шайб за сезон. А больше бывало?

- Бывало и больше, и по 38 шайб за сезон. Регулярно в тройке лучших бомбардиров был.

 

- За карьеру в «Металлурге» Вы забросили ровно 200 шайб. Следили за статистикой?

- Я не считал никогда, мне уже потом Сергей Родичев сказал об этом, он у нас всю статистику считает.

 

- Из этих двухсот голов можно ли выделить какой-то самый примечательный?

- Был домашний матч против СКА. Мы проигрывали 2:3. До сирены оставалось 7 секунд, а вбрасывание идет в нашей зоне. Витя Нехаенко выигрывает шайбу, ведет ее по борту, я из-за наших ворот справа вдогонку. Он из последних сил накидывает шайбу мне на крюк, я в падении забиваю вместе с вратарем и сиреной – гол! Уложились в 7 секунд. 3:3, гол засчитали.

 

- Какие задачи ставились тогда перед командой?

- Задачей всегда было - занять высокие места и пройти дальше. Стремились выйти в первую лигу. И вышли. Командой тогда руководил Владимир Андреевич Голев. Играли с Тольятти, и нужно было взять два очка. Первый матч проиграли, а второй выиграли. По случаю такой победы и выхода «Металлурга» в первую лигу Андреич тогда разрешил немного шампанского.

 

- А как же режим?

- Когда матчи шли, старались режим не нарушать, а то ведь вплоть до отчисления из команды. Но таких случаев мало было. Все ответственные, возрастные, играющие не первый год. Хотя, что скрывать, и куролесили тоже.

 

 

Дмитрий Слободин, судья-информатор домашних матчей ХК «Северсталь»:

- Владимир Быстров был, в свое время, настоящим любимцем череповецких болельщиков. Когда он играл, то было видно, что получал огромное удовольствие от хоккея. И эта его энергия, эта игровая хитрость, где-то даже озорство передавалось и болельщикам, и тренерам, и, бывало, даже соперникам.

Помню, был у Володи один из коронных финтов - с шайбой за чужими воротами он движениями плеч показывал вратарю, что сначала поедет в одну сторону, потом в другую. Сам при этом широко улыбался. Запутав голкипера, он за его спиной ударял клюшкой по штанге, и тут же устремлялся в противоположный угол. Растерянный вратарь перемещался на звук, а Быстров был уже с другой стороны ворот.

И по жизни Владимир всегда заряжал всех в команде позитивом. Его нестандартное чувство юмора выделяло Быстрова в коллективе. Бывало, даже, что Павел Викторович Комаров давал читать другим игрокам его «искрометные» объяснительные - смеялись все.

 

 

После карьеры

 

Череповецкая дружина, завоевавшая
заветную путевку в первую лигу. Владимир
Быстров - второй справа в нижнем ряду.
 

- Вам довелось поработать со многими тренерами. Кто, на Ваш взгляд, самый строгий?

- Владимир Андреевич Голев, думаю, самый жесткий тренер был. Как-то был турнир, играли со «Спартаком». Я тогда администратором уже работал. У спартаковцев форма красная с белым, у нас черно-белая. Думаю, какие нашим ребятам майки выдать? Решил, что с красными спартаковскими черные лучше, контрастнее будут смотреться. И выдал черные, без распоряжения Голева. А он вскипел, на меня ругаться стал. Потом отошел, когда увидел, что и правда, так лучше.

Петрова с Кочиным как-то чуть не отчислил, когда они о машинах заикнулись. Москвичам-то, приезжим, по машине, по «шестерке» выдали, а нашим - нет. Голев велел им сдать форму. Я баулы принял, но через три дня обратно выдал.

 

- Вы работали тренером в хоккейной школе, потом администратором. Кого из ребят помните – как они проявляли себя?

- После завода меня пригласили работать в фарм-клуб, тренером во вторую команду, а потом администратором в первую. Уже тогда, помню, выделялись Вова Харламов, Костя Евстропов, Валера Бояновский, Володя Кочин, Игорь Петров. Честно признаюсь, когда работал администратором, старался для местных делать больше, чем для приезжих. Приезжим одни кроссовки выдашь, а нашим двое.

 

На предсезонных сборах
с юными череповецкими хоккеистами.
 

- Изменения в хоккейной школе происходили на ваших глазах. Насколько они существенны?

- Изменения большие. А вот подающих надежды, «звездочек» - меньше стало. У ребят огонька в глазах меньше. Раньше ведь мальчишки всегда на катке, на льду пропадали, если хоккеем увлекались. Поэтому успеха и добивались. А сейчас полтора часа на тренировке откатаются, и за компьютер.

 

- Ваше хобби, по-прежнему – дача?

- Люблю природу! Участок решил присмотреть после того, как ушел с завода. Дали в Вичелово, на болоте. Все разработал. Сейчас там еще лучше стало. Баскетбольную площадку сделал, мини-стадион, газончик. Все сам, своими руками. Потом там же, недалеко Трубачев, Шефер, Козырев, Нехаенко, Сучков дачи построили. На моей даче многие хоккеисты и тренеры бывали: Михалев, Асташев, Богдашевский, Шинин, Никулин. Рыбачили, за грибами ходили, в баскетбол играли. Такой загородный мини-спортивный центр. Можно и отдохнуть, и потренироваться. Детей, когда приезжают на дачу, домой не загнать.

 

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024