К каким турнирам мы готовим сборную?

21.10.2013
14:12
Чемпионат.com

В Вооружённых Силах самые тяжёлые дни для любых командиров и начальников – это выходные и праздники. Особенно когда они идут, как это сейчас у нас принято, нескончаемой чередой, плавно перетекая из одних в другие. В обычные дни, даже если нет никаких учений, всё расписано поминутно буквально до последнего рядового. При кажущемся однообразии все при этом находятся при деле, все выполняют какие-то обязанности. На корабле в море вообще красота: вахта – сон – приём пищи – вахта – и так по кругу. 

Иное дело – выходные или праздники. Надо чем-то занять уйму здоровых мужиков в самом репродуктивном возрасте. Причём занять как-то так, чтобы с одной стороны им было хотя бы минимально интересно, а с другой – чтобы все не перепились и не передрались. Если вы полагаете, что это взрослые люди и они сами способны найти себе занятия по интересам, то вы глубоко заблуждаетесь. Личный состав – это дети малые, которые без начальственного надзора могут только "водку пьянствовать и беспорядки нарушать".

Нынче молодёжь на базе не запрёшь

Нынче молодёжь на базе не запрёшь



Опять-таки, если вы полагаете, что хоккеисты, находящиеся в том же самом возрасте, прилетели с какой-то другой планеты, той, где в свободное время занимаются исключительно чтением Аристотеля в первоисточнике и лицезрением Рафаэля, то вы тоже ошибаетесь. В данном случае высокое название "профессионал" говорит только об уровне зарплаты, остальные человеческие достоинства и недостатки никуда не исчезают.

Таким образом, с приходом в разгар регулярного чемпионата евротуровских пауз, у руководителей и тренеров клубов КХЛ начинаются головные боли при решении одного из двух главных российских вопросов – что делать?

С одной стороны, конечно же, хочется отпустить игроков восвояси на всю паузу и самим немного перевести дух. Тем более сейчас, когда абсолютное большинство игроков родом откуда угодно, кроме города, который они в КХЛ представляют. Казалось бы, пусть едут к своим папам-мамам, жёнам-невестам. С другой – тренировочный процесс надолго прерывать нельзя. Тут ведь точно так же, как у Мстислава Ростроповича, уходящего репетировать с собственного банкета со словами: "Если я не занимаюсь день – это вижу только я, если два дня – видят специалисты, три дня – видят все". Даже если в буйной фантазии представить себе ситуацию, когда отпущенный на две недели на родину хоккеист уродуется, как бобик, по восемь часов в день на катке, это ни в коем случае не добавит ему командной сыгранности. К тому же далеко не каждый станет уродоваться – не в нашем это менталитете. А вот прибавить за эти самые две недели килограммов 10 – это по-нашему. Тем более что для здорового и растущего организма, из которого на предсезонке полностью вытопили весь жир (см. "Пинск Знарка" или "баллоны Крикунова"), достаточно просто ничего не делать и кушать так же, как он привык. А хоккеисты, надобно напомнить, едят совсем не так, как простые люди. Им необходимо 6-8 килокалорий в день, потому что именно столько они на тренировках и играх в среднем за день тратят. А не 2-2,5, как обычным людям, не занимающимся на постоянной основе тяжёлым физическим трудом. С годами хоккеисты привыкают не только к распорядку, их желудок привыкает к определённому количеству пищи. Калории приходят, но не тратятся, организм по всем законам биологии начинает откладывать "про запас". Именно поэтому хоккеисты и толстеют моментально, а не так, как обычные люди, и сбрасывают подчас даже не килограммы, а пуды с поразительной лёгкостью.

Таким образом, отпускать на всю паузу нельзя – потом не соберёшь, хоть предсезонку по новой запускай. Можно отпустить на чуть-чуть, чтобы немного выпил, немного съел, обнял любимую, но не отвык от коньков и клюшки – и назад. А дальше начинается то, отчего во все века всеобщую мобилизацию считали началом войны вне зависимости от того, началась ли она фактически.

То есть армия должна воевать. Иначе она начинает бродить и разлагаться. Для хоккейной команды абсолютный и полный аналог войны – это матчи. Там выплёскивается весь адреналин и тестостерон, вырабатываемый молодым организмом. А если войны, сиречь регулярных матчей нет, а организм, как у всех профессиональных спортсменов, с детства заточен под выработку адреналина – он ведь всё равно найдёт себе выход.

Более того, военным командирам легче. У них части обнесены высокими заборами, а с корабля на берег скинут один-единственный трап, возле которого стоит вахта. А у хоккеистов заборов нет, само понятие "база", которой пугали многие поколения спортсменов и о которых лучше всего расскажут нынешние президент ФХР и сенатор от Приморского края, ныне ликвидировано, как класс. 

А потом мы удивляемся, когда наша сборная с трудом таскает ноги уже во втором матче Евротура и задыхается в третьем

А потом мы удивляемся, когда наша сборная с трудом таскает ноги уже во втором матче Евротура и задыхается в третьем

Кроме того, в отличие от солдат и матросов срочной службы, у хоккеистов есть не просто деньги, а весьма серьёзные деньги. То есть все предпосылки для того, чтобы во время отсутствия хоккея заниматься чем угодно, а не подготовкой к будущему хоккею.

За океаном эту проблему решили достаточно легко и давно. Там регулярный сезон как начинается в октябре, так и идёт до мая с одним-единственным рождественским перерывом. Да и то таким, что хоккеисту, скажем, из "Лос-Анджелеса", прилетевшему в родной, скажем, Квебек, надо судорожно жрать рождественскую индейку чуть ли не в аэропорту, чтобы успеть на обратный самолёт.

И в таких условиях маститый эксперт и двукратный олимпийский чемпион, уважаемый всеми Борис Майоров предлагает уменьшить количество матчей в регулярном чемпионате КХЛ. Бориса Александровича понять не трудно: в его времена в регулярном чемпионате играли 44 матча без всяких плей-офф, зато сборная под его капитанством крошила в мелкую капусту всех и везде. Теперь играем больше, но вот крошить что-то не всегда получается. Но ведь времена-то теперь совсем иные. И Борис Александрович, и ещё более титулованный Владислав Третьяк стараются всё делать во благо сборной. Но давайте вспомним, какой календарь уготован этой самой сборной на чемпионате мира. Скажем, на золотом для нас ЧМ-2012, в групповом турнире сборная Билялетдинова сыграла 7 матчей за 9 дней – с 5 по 14 мая. То есть, по сути, по графику: два дня подряд матчи – день отдыха. Такого графика не то что в КХЛ, даже в супернасыщенной играми НХЛ нет. Добавим сюда, что сборная все свои матчи играла одним и тем же составом, запасных там по регламенту – только третий вратарь. Тогда как регламент КХЛ позволяет командам возить с собой хоть две дополнительные пятёрки, дозаявляя и отзаявляя перед каждым матчем.

Хоккейные правила и условия со времён Майорова и Третьяка изменились многократно и кардинально. Так почему же они готовят и требуют готовить сборную не к нынешним сражениям, а к прошлым, какие были в их времена? Да, Майоров и Третьяк играли в клубах по 44 матча за сезон без плей-офф, так ведь плей-офф не было ни на чемпионате мира, ни на Олимпиадах. Были вторые групповые турниры – иногда с учётом набранных очков, иногда без учёта. И тогда советские хоккеисты были идеально подготовлены внутренним чемпионатом именно под те ЧМ и ОИ. Сейчас чемпионаты мира и Олимпиады проводятся в предельно сжатом графике и с матчами на выбывание. Именно к таким условиям и нужно готовить "сборников" в клубах. А Континентальной лиге предлагают уменьшить количество матчей и делать гигантские паузы, создавая клубам гигантские проблемы и превращая единый регулярный чемпионат в несколько мини-чемпионатов. 

А потом мы удивляемся, когда наша сборная с трудом таскает ноги уже во втором матче Евротура и задыхается в третьем. Не здесь ли кроется главная стратегическая ошибка ФХР?

Хоккейные правила и условия со времен Майорова и Третьяка изменились многократно и кардинально

Хоккейные правила и условия со времен Майорова и Третьяка изменились многократно и кардинально

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024