Капитан корабля. Часть 2

23.12.2013
09:58
Официальный сайт КХЛ

КЛУБ — СБОРНАЯ: ОДНО И ТО ЖЕ?

 

В советские годы долговременным капитаном сборной становился представитель ЦСКА — клуба, практически официально провозглашенного базовым для главной команды страны. Исключение — Борис Майоров. Логика в том, безусловно, была. Даже не возникал вопрос о каких-то особенностях при исполнении капитанских функций в сборной. В российские времена все кардинально изменилось. И потому вопрос уместен.

 

Борис Михайлов:«Удивительно — капитаном я стал сначала в сборной, а уж потом в клубе! До поры Рагулин и я были помощниками Кузькина в сборной. В товарищеском матче Григорич не играл, и Кулагин объявил команде: «Сегодня сборную выводит Борис Михайлов». Время какое-то прошло, закончили выступать в сборной Рагулин с Кузькиным, назначили меня капитаном. Скажу прямо — особых различий «при исполнении» я не почувствовал. Почему? Потому что цеэсковцев и так каждый день видел, потому что спартаковцев и динамовцев знал — как и они меня. Мы же по много лет выступали за свои клубы, сражались в очных встречах, но вне игры поддерживали добрые отношения».

 

Алексей Морозов:«Различия имеются — и существенные. В «Ак Барсе» я знал хорошо игроков, со многими не один год выступал; Билялетдинов долго руководил командой. Естественно, мы сработались, и поэтому легче было мне — как отвечающему за взаимодействие между командой и тренерами. А в сборной... Если тренеров толком не знаешь, то и не понимаешь, как они будут реагировать на твои решения и действия в сложных ситуациях. Да и большинство ребят не сказать, чтобы я хорошо знал, а они-то все разные. И уж до кучи — в сборной мало времени на притирку характеров. Я капитанил три чемпионата мира и Олимпиаду при Вячеславе Аркадьевиче Быкове. Надеюсь, что в целом справился со своими обязанностями, несмотря на те объективные сложности, о которых упомянул».

 

АДВОКАТ ИЛИ ПРОКУРОР?

 

Мужской коллектив из тридцати с лишним человек — основной состав и тренерский штаб — функционирует в режиме постоянного напряжения, ведь каждый матч проверяет этот самый коллектив на профпригодность и человеческую сплоченность, психологическую устойчивость. А люди-то все разные — характеры, привычки, устремления. Всякое случается... Капитан то защищает провинившегося, представляя хоккеистов, то обвиняет его, находясь в статусе помощника главного тренера. Он то адвокат, то прокурор. Такое вот раздвоение личности командного лидера.

 

Юрий Бабенко: «С главным тренером обсуждаем некоторые бытовые моменты. Например, решаем вопрос с выходными. Хотя Знарок — открытый человек, к которому любой хоккеист может обратиться по любому вопросу и высказать свое мнение. Так что какие-то вопросы приходится решать мне, какие-то он напрямую может задать любому из хоккеистов. Сложных или конфликтных случаев, которые мне, капитану, приходилось разруливать, не припомню. Олег Валерьевич может у меня поинтересоваться, кого сегодня лучше поставить в состав, однако я стараюсь не лезть в эту кухню, так как выбор состава — прерогатива тренерского штаба».

 

Алексей Морозов: «Бывают ситуации, связанные с нарушением дисциплины. Если прегрешение мелкое, игрок штрафуется, а если натворил что-нибудь посерьезней, происходит разбор падения. Когда парень чудил первый раз, я на себя брал ответственность и просил тренеров оставить его в коллективе, а вот за того, кто систематически выпадал из обоймы, я не вступался, зная, что и игроки не настроены дальше с ним работать. Нашумевшее ЧП с Обуховым произошло летом и потому прошло мимо команды, мимо игроков... Разумеется, мы бы не стали защищать его».

 

Борис Михайлов:«Когда слышу высказывания тренеров о том, что, мол, у них в команде все в порядке, то я очень в том сомневаюсь. Ну не может быть такого! Чтоб тишь, гладь да божья благодать... Наше поколение полжизни проводило на сборах. Сидели на базах безвылазно. Ребята часто обращались ко мне: «Пойди к тренерам и попроси, чтобы команду по домам отпустили». Иногда получалось, иногда нет.

Нарушения спортивного режима случались в каждом клубе. И ЦСКА исключением не являлся. Если парень в игре выкладывался по полной и если за ним не тянулся хвост подобных нарушений, то обычно я занимал такую позицию на собрании команды с участием тренеров: «Согласен, наказать надо. Но в команде оставить его...»

 

ПОДНЯТЬ ИЗ ОКОПОВ!

 

Впечатления зрителя могут быть обманчивыми, а могут быть достоверными. О главной капитанской обя занности любой болельщик скажет без тени сомнений: «Подымать игроков из окопов!» И будет прав.

 

Борис Михайлов:«Когда матч складывался тяжело, неблагоприятно, «главный» обязательно звал капитана на помощь. Тарасов: «Капитан мертвый — мертвая и команда!» Локтев: «Давай, Боря, подымай команду!» Тихонов на известинском турнире, когда мы горели чехам: «Заведи ребят, Борис!»

Капитан имеет право на разговор любой жесткости с любым игроком. Один игрок, не буду называть фамилии, не показывал на чемпионате мира того, на что способен был. А форвард-то классный, великий, между прочим!.. Ну я еще с двумя ребятами отозвал его в сторонку: так, мол, и так, если не будешь играть как умеешь... И враз заблистал! В Швейцарии, кажется, было, горели на чемпионате мира 1:3 Швеции. В раздевалке комсорг Ромишевский начал учить нас патриотизму, Тарасов совершенно неожиданно запел гимн Советского Союза, а Чернышев зашел и так спокойно и жестко обратился к нам: «Неужели вам не стыдно бездарно проигрывать?» Ну мы вышли на лед и сделали результат. Это я к чему клоню? Нельзя думать, что один только капитан в ответе за мобилизацию команды».

 

Алексей Морозов:«В Квебеке в 2008-м после двух периодов уступали в финале Канаде 1:3. Какая-то подавленность ощущалась в эмоциональном состоянии команды. Здорово, что среди нас были такие лидеры, как Сергей Федоров и Данила Марков, опытнейшие мастера, выступавшие тогда в НХЛ. Федоров уверенно и убежденно сказал в раздевалке: «Все, парни, успокоились и взяли себя в руки. Не та у них команда, чтоб мы носы повесили. Канадцы уже наелись, ручаюсь за это. Сейчас выйдем и дожмем их!» Этот призыв авторитетного мастера прозвучал так убедительно, что подхлестнул каждого из нас — и на лед вышла уже другая команда. И ведь мы дожали канадцев в овертайме! Мне, капитану, было намного легче в присутствии в команде таких личностей, как Сергей и Данила.

А в Ванкувере оплошали в четвертьфинале с канадцами. Там-то сборная у них была мощная, но так про играть мы права не имели. Ответственность легла на всех нас, а на меня в особенности...»

 

Юрий Бабенко:«В нашей команде постоянные накачки ни к чему, но говорить в раздевалке во время сложных ситуаций на площадке я, разумеется, по долгу капитанской службы обязан. Встряхивать ребят приходилось — и очень часто».

 

СПРОС С СЕБЯ

 

Человек в хоккейном свитере с буквой «К» пребывает под психологическим прессом из-за того, что сам права на погрешности не имеет никакого. В прошлом (редко, правда), бывало, доверялась знатному неувядаемому ветерану роль играющего тренера; капитанское амплуа сродни этому в плане пресса.

 

Борис Михайлов:«Я сразу, став капитаном, для себя определился: я такой же игрок, как и все. Должен показывать высокий уровень игры. Плюс должен всегда биться по полной. Плюс быть на уровне в бытовых и прочих вопросах.Иначе как смогу на собрании или в личном общении напихать игроку? Мигом возразят: «А ты, Боря, на себя посмотри...» Еще быстро уразумел: если что-то в команде не так, виноватым будет капитан. Крайним окажусь я. И, в общем-то, правильно это. Я всегда говорил правду и только правду, всегда смотрел прямо в глаза. Не всем это нравилось... Я никогда не выделял себя среди игроков. Одно отличало меня в ЦСКА и сборной Союза — наличие буквы «К» на груди».

 

Юрий Бабенко:«Ощущаю эти дополнительные функции. Ты, капитан, должен отвечать за свои слова и нести ответственность за все, что делаешь. Для того чтобы тебя слушали, ты должен сам верить во все, что делаешь, и во все, о чем говоришь».

 

Алексей Морозов:«Зинэтула Хайдярович очень много дал мне как личности, как капитану команды. С первых шагов наставлял меня: ты должен быть лидером по духу, образцом во всем... Билялетдинов не просто прислушивался к мнению игроков, к моей позиции — интересовался этим постоянно. Бывали у нас с ним и расхождения, но это нормально; решалось все в рабочем порядке. Так создавался сплоченный коллектив, который качественно выполнял игровую установку тренера. В плей-офф-2009/10 «Ак Барс» сумел одолеть «Салават Юлаев», который по составу, пожалуй, был помощнее. А благодаря чему? Благодаря этой сплоченности, уверен. А «Динамо» московское? Два год подряд выиграло Кубок Гагарина без звезд в составе: у них командное единение видно невооруженным глазом.

Мне довелось поиграть в НХЛ. Да с кем — с Ягром и Лемье! В «Питтсбурге» капитаном был Яромир Ягр: общался с партнерами мало, в раздевалке редко что-то капитанское произносил, зато игрой своей яркой как бы призывал остальных тянуться за ним. И Марио Лемье, став капитаном, держался примерно той же линии. Интересно — он же при этом являлся совладельцем «Питтсбурга»!.. Вообще в НХЛ больше в настройке команды отводится тренерам».

 

ДЕВАЛЬВАЦИЯ: ЕСТЬ ИЛИ КАЖЕТСЯ?

 

Изменения в общественном укладе отразились и на укладе хоккейном. Слово «трансфер» из редко употребляемого превратилось в обиходное. Миграция хоккеистов стала походить на массовый перелет птиц в теплые края с приближением зимы. Составы команд меняются порой на треть и более, что никого не удивляет. Ну и так ли уж важен капитан при таких обстоятельствах? Есть ощущение, что девальвация этого статуса происходит...

 

Борис Михайлов:«В мои времена звание капитана значило многое. Если он справлялся со своими обязанностями, то вел за собой товарищей долгие годы. Мне кажется, что в последние два десятка лет, когда хоккейные порядки реформировались, какого-то существенного изменения в этом плане не произошло. Отчего делаю такой вывод? Я же работал тренером в клубах и в сборной, что позволяет мне вспоминать и анализировать.

В СКА всех капитанов помню с их достоинствами и недостатками. От Александра Малюгина — нормальным был игроком и человеком, но настолько болезненно воспринимал мои замечания, что это негативно влияло на его игру, до Валеры Зелепукина — все бы такими капитанами были, как он. И в ЦСКА капитанов помню, и в Новокузнецке...

А по работе со сборной без колебаний назову лучшим капитаном Славу Быкова. Просто образец исполнения капитанской роли во всех аспектах! Те же слова скажу в адрес Андрея Коваленко. А вот Алексей Ковалев — замечательный игрок и замечательный человек — для этой роли совсем не подходил».

 

Юрий Бабенко:«В советские времена все было по-другому. Время было другое. Более политизированное и идеологически выдержанное. Не могу сказать за другие клубы, но свою роль в «Динамо» я понимаю вполне четко. И она, прямо скажу, не кажется мне второстепенной»

Похожие новости