Александр БАРКОВ: "ЗА РОССИЮ СЫНА ИГРАТЬ НЕ ЗВАЛИ".

16.11.2012
17:16
Спорт-Экспресс

Тренера "Ак Барса" Александра Баркова можно назвать одним из лучшим знатоков финского хоккея в России. Играл и тренировал "Таппару", где теперь на виду его сын Александр, форвард молодежной сборной Финляндии, ставший год назад самым юным автором гола в СМ-лиге.

- Запомнили, когда ваш младший сын стал рекордсменом?

- Конечно! Случилось это в октябре 2011-го, когда Саше было 16. А в январе нынешнего года он стал самым молодым автором гола на молодежном чемпионате мира, где играл за Финляндию.

- Это вы его сделали потомственным форвардом?

- Скорее он сам выбрал такой путь. Вот старший в хоккей не играл, потому что я этого не хотел. Решил, что слишком тяжелая работа, занимает много времени. Юра в свое время по юниорам успешно занимался большим теннисом, показывал перспективные результаты, интересовал многих агентов. Но в Финляндии, по сути, нет профессионального тенниса, есть один Яркко Ниеминен, достаточно высоко забравшийся в рейтинге. Причем мастерства этот парень набрался в Швеции.

Я, конечно, помогал Юре, но в теннис-то играть не могу. А при переходе из юниоров на взрослый уровень сыну было тяжело, нужно было вкладывать в его карьеру большие деньги, отправлять в Америку или Испанию. В итоге мы не пошли на это. Потом он окончил в Таиланде Университет международной торговли, работал в Англии, Ирландии, Шотландии, защитил степень магистра. Сейчас снова в Бангкоке, ему там нравится, много друзей, работает в Таиланде.

А Саша родился в Финляндии, когда я уже год отыграл за "Таппару". Отец играет, мама на трибуне с младшим сыном, так и привык. Он даже дома с клюшкой возился - сначала с пластиковой, потом с деревянной. В два года поставил его на коньки. Так потихоньку втянулся, год занимался фигурным катанием, чтобы научиться лучше кататься.

- Так и доигрался до молодежной сборной Финляндии?

- В Финляндии можно одновременно быть обладателем двух паспортов, там это разрешено. В свое время старший сын много ездил по разным теннисным турнирам, постоянно требовались визы, и нам посоветовали обратиться к финским властям. Обратились, в итоге жена и дети получили местные паспорта. Гражданство у детей по-прежнему российское, мы и не мечтали о финском подданстве, вопрос был лишь о простоте перемещения по миру без оформления виз, это очень удобно.

- Как Барков-старший, российский тренер финской "Таппары", отреагировал на приглашения младшего сына в юниорскую сборную Финляндии?

- В Финляндии существует хорошая система отбора в сборные младших возрастов. С 14 лет всех ребят просматривают на городских, областных соревнованиях, в конечном итоге собирают лучших в своем возрасте - 120 - 130 пацанов - в олимпийском центре в Виерумяки. Дней 10 проходят тесты, потом их делят на команды, они играют друг с другом. В итоге тренеры сборных отбирают 44 мальчика, два состава - это кандидаты в сборную. Конечно, был рад как отец, Саша показывал достойные результаты. А через месяц сына взяли в сборную на год старше.

- Неужели со стороны российских тренеров к вашему сыну не было никакого интереса?

- Не было. Поначалу я особо и не задумывался. Рассуждал так: наверное, Финляндия очень далеко, сложно отслеживать там ребят. А смотреть-то нужно. Это в лихие 90-е все разъезжались, куда глаза глядят - в Европу, в Америку. Мы же русские в конце концов, у нас есть дети, некоторые из них показывают хорошие результаты. Александр Гальченюк-младший сейчас играет за США, Андрей Быков - за Швейцарию, Дмитрий Яшкин - за Чехию, хотя их отцы россияне, как и я.

Были частные беседы, иногда на родине меня спрашивали про сына: мол, слышали, неплохо играет. Но не более того. Сейчас Барков-младший выходит в одной тройке с Вилли Ниеминеном и датчанином Янником Хансеном, приехавшим из "Ванкувера", забивает регулярно.

- Вы играли и работали в Финляндии, хорошо знаете местный хоккей, можете объяснить, откуда такой интерес к финским тренерам в КХЛ?

- Финны по природе - дисциплинированная нация, очень серьезно относятся к тому, что и как они хотят делать. Знают предмет, много учатся, я сам через это прошел в "Таппаре", видел их отношение. Наверное, наши клубные менеджеры хотят привлекать лучших специалистов, поэтому вербуют финских, шведских. Каждый клуб решает по-своему, считая свой выбор оптимальным. Но не думаю, что в КХЛ есть какая-то серьезная направленность именно на финских тренеров.

- Можно сказать, что из Финляндии к нам едут приверженцы в чем-то советской школы хоккея, ведь в Суоми успешно тренировали Борис Майоров, Анатолий Богданов, отец и сын Юрзиновы, Василий Тихонов?

- Лично меня из "Сибири" в "Спартак" в 1984 году пригласил Борис Майоров. И когда в 1994 году он принял финскую "Таппару", то и меня туда взял. Именно с 1994-го хоккей в Финляндии стал профессиональным. До этого он был полулюбительским. Майоров говорил, что не мог проводить утренние тренировки, потому что большинство игроков в это время работало в других местах. А его самого, кстати, игроки "Таппары" слушали с открытыми ртами, я сам это видел.

Многое финны взяли из советского хоккея. До этого, играя против них, я мог назвать их лесорубами, дровосеками, но потом финский хоккей сильно изменился.

- Сегодня наших тренеров в Финляндии вспоминают?

- К Майорову и Юрзинову-старшему очень хорошо относятся, оба ведь давали результат, приводили к чемпионству "Йокерит" и ТПС. Я бы сказал, что их даже почитают.

- В нынешнем сезоне вы помогаете Валерию Белову в "Ак Барсе". Не сложно вам, бывшему главному тренеру, трудиться ассистентом? Не бьет по самолюбию?

- Нет, не сложно. Главным-то я всего полгода в "Магнитке" проработал. Так сложились обстоятельства. Будь у меня больший стаж, наверное, было бы сложнее сейчас. У нас очень хороший тренерский коллектив в "Ак Барсе", работы всем хватает, большой объем. Мне это очень интересно.

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024