ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ОКЕАНА: СЕРЬЕЗНЫЙ " РУССКИЙ ФАКТОР "

06.07.2013
09:58
Спорт-Экспресс

В начале тех самых 1990-х, которые нынче модно называть лихими, по обе стороны Атлантического океана братские российский и американский народы выстраивались в длинные очереди за недавно запретными, но только что разрешенными плодами. В России народ колыхался извилистым \"хвостом\" у ворот одной загадочной харчевни в зачастую тщетных попытках узнать, что будет, если рубленую говядину зажарить и поместить в хлебобулочные тиски. Предполагалось, что будет нечто волшебное.

А в Северной Америке генеральные менеджеры клубов НХЛ расталкивали друг дружку локтями, чтобы поскорее выбрать в драфте одновременно всемирно знаменитых и безумно загадочных игроков из только что прекратившей существование страны \"Си-Си-Си-Пи\". Их давно хотели, никак не могли получить и тоже резонно предполагали, что это будет нечто волшебное. И брали всех без разбору широкими загребающими движениями.

В итоге потребители по обе стороны океана чаще испытывали разочарование, как это всегда бывает при отсутствии умеренности и завышенных ожиданиях. В России поняли, что гамбургер по всем параметрам уступает маминой котлете, а в Америке - что не все, производимое советской хоккейной машиной, было чистым золотом. Или, во всяком случае, что не все русские звезды могут безболезненно адаптироваться к условиям НХЛ.

Но в 1992 году, при отсутствии элементарного скаутинга россиян, на первом постсоветском драфте случилось безумие. В первом раунде ушло семеро игроков из России! Для сравнения, американцев было только трое, а канадцев - 11. Алексея Яшина взяли вторым, за ним - Дарюса Каспарайтиса, Андрея Назарова, Сергея Кривокрасова, Сергея Гончара, Дмитрия Квартальнова и Сергея Баутина.

Во втором раунде гуляли не хуже: взяли Валерия Буре, Андрея Николишина и Сергея Брылина. Новоиспеченного олимпийского чемпиона Николая Хабибулина не брали аж до девятого (!) раунда, зато перед ним ушли Виталий Томилин, Виталий Карамнов, Александр Черебаев и множество других игроков, категорически не ставших звездами НХЛ.

Всего в драфте-1992 выбрали 41 русского - убийственное число. Россия была на втором месте по задрафтованным, опередив США и оставив Чехословакию, Швецию и Финляндию в придорожной пыли.

Осталась Россия самой продуктивной из европейских стран и в 1993-м, хотя это был довольно бедный в плане русских талантов год. В первом раунде ушел только Алексей Ковалев, а из всех остальных в НХЛ по-настоящему заиграли только Михаил Шталенков (пятый раунд) и Герман Титов (10-й). Но первого \"европейского\" места по задрафтованным Россия не упускала вплоть до 2003 года. При этом в 2000-м случилось еще одно русское бе-зумие, когда в первом раунде взяли восьмерых (лучшим из них был последний - Антон Волченков), а в 2001-м Илья Ковальчук вошел в историю - стал первым номером.

Конец этой великой трансокеанской любви НХЛ к отпрыскам российских хоккейных ДЮСШ пришел в середине 2000-х. В 2004-м - драфте Овечкина и Малкина (и, кстати, Радулова) - россиян взяли меньше, чем чехов. Так с тех пор Россия на привычное первое место в Европе ни разу и не вышла. Да что там - в двузначных числах по задрафтованным с 2007 года только один раз оказались - в 2012-м. Все это обычно связывают с отказом России от подписания договора о трансферах и приходом на хоккейную сцену КХЛ. Это, безусловно, сыграло огромную роль, но стоит отметить, что ручеек русских мега-талантов начал иссякать еще до того, как Россия в 2005-м сказала решительное \"нет\" договору с НХЛ.

Дело в том, что в 1990-е клубы НХЛ, выбирая игроков из Швеции, Финляндии или Чехии, работали осторожно и с оглядкой. А россиян по разным причинам брали скопом, зачастую руководствуясь неквалифицированным мнением скаутов-любителей. Постепенно генменеджеры НХЛ пришли к мнению, что рубак для третьего и четвертого звеньев лучше брать из Канады: они и ближе, и проблем с адаптацией не будет, не говоря уж о том, что местные джеки, даги и крисы об этом всю жизнь мечтали, а что там на душе у сергея с виталием - поди еще разбери.

Вот как эту точку зрения озвучил в интервью \"СЭ\" великий и ужасный Бобби Кларк в бытность свою генменеджером \"Филадельфии\".

- На самом деле великих игроков в России не так уж и много, - сказал Кларк, привыкший рубить сплеча в прямом и переносном смыслах. - Есть несколько настоящих мастеров и множество кандидатов в третьи и четвертые звенья. Если нам удастся перетянуть сюда лучших, то все будет в порядке. А без середняков мы проживем: в Канаде их и больше, и играют они лучше. Так что я теперь несколько раз подумаю, прежде чем взять в драфте русского, если, конечно, он не Овечкин или Малкин.

Но по-настоящему \"русский фактор\" расцвел, когда в России появились огромные контракты от богатых нефтедолларами клубов. Причем случилось это еще до появления КХЛ. В 2007 году, пока Алексей Черепанов ждал, когда же его наконец кто-нибудь выберет (юный и, к несчастью, так и не расцветший сибирский талант был игроком, достойным первой пятерки, а ушел под 17-м номером в \"Рейнджерс\"), я поинтересовался мнением Дина Ломбарди - генменеджера \"Кингз\". Тот привел сугубо финансовые доводы.

- Морозов получает в России три с половиной миллиона да еще контракт на четыре года, в его-то возрасте, - покачал головой Лобмарди. - Вот и думайте теперь. Когда русские говорят, что они хотят играть в лучшей лиге мира - теперь надо точно знать, что они это говорят серьезно. Раньше в НХЛ ехали исключительно за деньгами, а теперь, думаю, будут ехать уже по другим причинам.

Так оно и есть. Уж Валерий Ничушкин-то наверняка мог бы рассчитывать в \"Динамо\" как минимум в ближайшие два-три сезона на куда лучшие деньги, чем получит в \"Далласе\". НХЛ теперь привлекает возможностью сыграть с лучшими и осуществить мечту детства. Немедленное материальное удовлетворение - на втором плане.

Но \"русский фактор\" в том виде, в котором он существует сейчас, широк и многогранен, и главные его составляющие хорошо известны:

- агрессивная политика КХЛ, ставящая под вопрос возможность увидеть в Северной Америке любого российского юниора (Евгений Кузнецов, встаньте и поклонитесь публике);

- стереотип о трудностях адаптации и несовместимости менталитетов (у него даже появился свой термин - \"русская энигма\", символом которого стал Александр Семин);

- широко разрекламированный негативный пример русских талантов, провалившихся в НХЛ (Никита Филатов, Николай Жердев);

- хорошо обоснованное нежелание брать игроков, которым нужна обкатка в фарм-клубах (такой хоккеист вполне может разобидеться и рвануть обратно в Россию).

Первый и последний доводы - объективные, второй и третий - субъективные и зачастую несправедливые. Тот факт, что в свое время в НХЛ опозорился Патрик Штефан, никто не использует для дискредитации всех чешских юниоров, а \"русская энигма\" - феномен не более частый, чем \"русский блокбастер\" (Александр Овечкин), \"русский трудяга\" (Сергей Брылин), \"русский воин\" (Илья Ковальчук) или \"русская душа нараспашку\" (Наиль Якупов).

Тем не менее \"русский фактор\" привел к тому, что в НХЛ появилась целая когорта генменеджеров, которые либо относятся к игрокам из России с особой осторожностью, либо вовсе не хотят иметь с ними дела. Им противостоит другая группировка - генменеджеры, наладившие отличные отношения с российскими игроками и агентами. В их число входят Стив Айзерман из \"Тампы\", Джордж Макфи из \"Вашингтона\", Лу Ламорелло из \"Нью-Джерси\" и (в последнее время) Джим Ратерфорд из \"Каролины\". Эти \"русофилы\" только рады воспользоваться уменьшившейся конкуренцией в борьбе за российские таланты. Айзерман вот уже собрал у себя во Флориде целую коллекцию Никит (Кучеров, Нестеров, Гусев).

Страхи \"антирусской группировки\", конечно же, сильно приувеличены. Пока еще ни один задрафтованный в первом раунде россиянин не отказался приехать в Северную Америку (Кузнецов, без сомнения, будет в \"Вашингтоне\" в 2014-м), и ни одна русская звезда в расцвете своих сил, за хорошо известным исключением Александра Радулова, на родину не сбежала. Но укоренившиеся предубеждения сильно влияют на драфтовые акции россиян. Тот же Антон Слепышев, только что выбранный в третьем раунде \"Эдмонтоном\" (надо полагать, \"Нефтяники\" надеются заманить его к себе Якуповым), по уровню таланта вполне тянул на второй раунд 2012 года. Неуверенность генменеджеров в том, что сибиряк захочет приехать в НХЛ, откинула его на один раунд и один год назад.

Восемь россиян в драфте-2012 - второй худший показатель после 2009 года. Не помогает даже игра в канадских юниорских лигах: Валентина Зыкова сезон в \"Бе-Комо\" из лиги Квебека не спас от вылета во второй раунд. Так же как год назад не удержался в первой десятке и другой \"квебекец\" - Михаил Григоренко. Даже насквозь американского Александра Гальченюка перед прошлогодним драфтом замучили вопросами прямо-таки из арсенала контрразведки.

- Меня спрашивали: кто я на самом деле - русский или американец, какие имею связи с Россией, - рассказывал тогда Гальченюк в интервью \"СЭ\". - Сказал им, что у меня и паспорта российского больше нет.

И это, кстати, было на собеседовнии с \"Коламбусом\" - самым русским клубом НХЛ! Таков он нынче, \"русский фактор\". Серьезный. И, видимо, долгоиграющий.

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024