Виктор Шувалов: Канадцы смотрели на нашу форму и только ахали

04.11.2013
10:31
AllHockey.ru

"Последний из могикан" золотого состава сборной СССР 1956 года, член ХК "Легенды хоккея "  Виктор Шувалов рассказал о том, как мы в первый раз побеждали на ЧМ и ОИ, о том, как менялось отношение канадцев к советскому хоккею, о проблемах с экипировкой, разнообразии тактических схем, красотах Кортины-д'Ампеццо и призовой "Победе", за которую пришлось доплачивать.

- Вы стояли у истоков нашего хоккея. Помните, в газетах тогда разгорелся спор, нужен ли нам хоккей с шайбой, если у нас есть свой вариант игры – с мячом?
- Тут выбора особого не было, хоккей с мячом был не олимпийским видом. Я был воспитанником челябинского спорта, и мне в 1947 году пришла разнарядка – переходить в "шайбу". Команда на "Тракторе" была хорошая, только играли мы в футбольных щиточках, обыкновенных перчатках, в авиамодельном цехе сделали клюшки – наш баскетбольный тренер ездил в Москву и привёз образец.

На первой тренировке почти все пострадали. Кому по голени попало, кому по колену. Ребята плюются – ну его, этот хоккей, искалечатся же все. Сделали двадцать клюшек, думали – хватит на сезон. А их за одну тренировку практически все переломали. Мы же привыкли лупить в русском хоккее, а тут надо по-другому бросать. Уже потом мы приспособили вратарские щитки из бенди себе для игры. 

- Отдельные журналисты тогда считали, что хоккей с шайбой значительно уступает бенди в комбинационности, катании…
- Как сказать. Вся наша плеяда будущих олимпийских чемпионов перешла в "шайбу" из хоккея с мячом. В бенди площадка – почти сто метров, уже не побежишь на коньках, как многие сейчас делают. Вот мы и привыкли кататься, почти не отрывая коньков, как делали потом Сергей Фёдоров, Игорь Ларионов. А над бегунами мы смеялись – "много движений, никаких достижений". Пока молодой – бегает, а в 30 лет – язык на плечо.

За счёт такой коньковой подготовки уже в 1954 году сумели стать чемпионами мира, всего через восемь лет после появления в стране хоккея с шайбой.

- С какими чувствами ехали на тот чемпионат? Не страшно было?
- Силу европейских команд мы примерно знали, регулярно с чехами встречались. Правда, на своей территории. Только в 1954 году, после смерти Сталина, впервые поехали в Чехословакию. Только о канадцах с американцами сведений не было.

Мы, конечно, знали, что они фавориты: и пресса всё время это отмечала, и сами они себя вели вызывающе. Мы-то все их игры и тренировки смотрели – что они собой представляют. А они на нашу тренировку приехали – на трибуне стоят, резинку жуют. Минут десять посмотрели и ушли. "Да мы русских в три-четыре шайбы обыграем".

А оказалось, что мы их на голову превосходим тактически. Канадцы играли очень примитивно. Почти все европейцы против них играли от обороны, при потере в зоне нападения сразу отходили и в средней зоне борьбу навязывали. А они пересекали красную линию и вбрасывали шайбу в угол, один игрок шёл в борьбу, другой был на подстраховке, а третий просто входил в зону для поддержки.

Мы же выстраивались по схеме "1-4" и первым делом не давали им проходить красную линию. Если у них и получалось вбросить, то мы не уступали им в скорости и отбирали шайбу. Прямо договорились перед матчем, чтобы защитники быстрее избавлялись от шайбы – либо отдавали нападающим, либо просто выносили в среднюю. Вот канадцы всё время и попадали на контратаки. Один провалился, и всё – можно разыгрывать.

Уже после первого периода мы вели 2:0. А их ещё и в раздевалке настраивали – как вы, мол, русским проигрываете, они в первый раз приехали. Мы думали, они какие-то коррективы внесут, но нет. Вышли все злые, вбрасывали, лезли на пятачок, но снова и снова попадали на наши контратаки. Так и получили 2:7.

- А ведь перед игрой в шведской прессе появилась карикатура на вашу сборную.
- Как же, помню. Сидит за партой капитан команды Бобров, маленький такой, и перед ним большой канадец, вроде как учит его хоккею (смеётся).

И вот что ещё заметил – мы бросали и с удобной, и с неудобной руки, а канадцы почти не использовали "лопату". Так что наши защитники просто оттесняли соперников в "неудобную" сторону, и всё – он бросить не может.

- Даже не верится, что канадцы играли настолько примитивно.
- Играли. Хотя, казалось бы, и наиграны были, и в силовую борьбу шли с удовольствием. Но у нас в то время тоже были могучие защитники – Сологубов, Кучевский, Уколов. Тоже могли ответить.

- И экипировка у "кленовых" была лучше.
- Ещё бы! Как мы их 7:2 прибрали, так они нам лучшими друзьями стали. Приходят к нам в раздевалку, смотрят на наше обмундирование и головой качают. Это сейчас наши игроки во всём импортном играют, а тогда все в отечественном играли. Фабрика спортивного инвентаря в Лихоборах выпускала амуницию. По три клюшки на игру давали "грубой обработки", так мы их рашпилем, рубанком дорабатывали. А у Бориса Петелина были щитки раскладные, которые и на голень, и на колено налезали. Канадцы на них смотрели и только ахали. Или трусы байковые были с карманами. А в эти карманы фибровые прокладки клали, чтобы предохранять от удара.

А у них же фирма ССМ, кажется, с 1910 года существует. У них и коньки цецеэмовские были, и защита, и клюшки. Я с одним канадцем поменялся клюшками, так чуть ли не целый месяц играл, когда в Союз приехал. Обычная деревянная клюшка, но в крюке там что-то вроде проволоки, которая амортизировала удары, и крюк не ломался.

- На том чемпионате вы потеряли очки только со шведами. Почему так вышло?
- В Стокгольме каток был, как на московском "Динамо" под Восточной трибуной. Каток искусственный, но открытый. В первом периоде погода нормальная была, а потом мокрый снег повалил. Уже после десяти минут игры пришлось чистить лёд. У нас и скорость пропала, и игра в пас.

Да ещё и пропустили уже в начале – потеряли шайбу в зоне нападения, шведы её пробросили, и, кажется, Тумба забил. Почти всю игру уступали, только на последних минутах я сквитал. Бабич в углу поборолся, отобрал шайбу и на пятачок по воздуху бросил. Она передо мной падает в лёд, я её "метёлкой" сгребаю – она вратарю под мышку и упала в ворота, в снег. 1:1…

- В 1954 году за Канаду играла любительская команда из второго дивизиона хоккейной ассоциации Онтарио. Вы понимали, что обыгрываете всё же не сильнейших канадцев?
- Это было понятно. Годом позже, когда играли в Крефельде, канадцы привезли команду посильнее. Выступали два брата Уорика, которые раньше играли в "профессионалах", сильный вратарь Иван Макклеланд. И мы уже уступили – 0:5. Правда, на обоих этих первенствах канадцы считались фаворитами.

А на Олимпиаду какой-то клуб приехал, любители. Но молодые ребята, задиристые, нашей тройке не давали играть, грубо играли, по рукам били всё время.

- На Олимпиаде-1956 уже вы были фаворитами?
- Мы уже по два раза встречались и с канадцами, и с американцами, знали их силу. Но у них было преимущество – в Кортине-д'Ампеццо катки были закрытые, а на них нам с непривычки было трудно играть. У нас же до этого года искусственных катков не было. Потом уже в "Лужниках" появились БСА, МСА…

Правда, мы перед этим выезжали в Англию и во Францию, так там зрителям в закрытом помещении разрешали курить. Играли как во вредном цехе – дышать нечем.

- Чем запомнилась та Олимпиада?
- Проходила она в Италии, в Доломитовых Альпах, на Севере. Кортина-д'Ампеццо – маленький городишко, практически одна улица. Курорт. А наша делегация вообще жила не в самом городе, а в нескольких километрах от него, в горах. Там стояли три больших креста, и гостиница называлась "Тре Кроче". Прямо там можно было и на лыжах кататься. Только мы там соревнований почти не видели, разве что по телевизору в холле смотрели – далеко жили от всех событий. 

- Сам турнир прошёл для вас довольно легко, много крупных побед…
- Всех обыграли, точно. Американцев – 3:1, канадцев – 2:0. Правда, в матче с канадцами наша тройка не забила – опекали они нас здорово, особенно Боброва. Как только он берёт шайбу, тут же его бьют жёстко, вплоть до грубости. Зато динамовская связка отличилась.

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024