Куда продвинуть свой "продукт"?

21.02.2012
09:27
AllHockey.ru
Куда и зачем их Национальная хоккейная продвигает свой «продукт», я понимаю прекрасно. Ежегодная европейская «NHL Premiere» – это энхаэловская экспансия на европейский «рынок». И без того энхаэлизированный. В том смысле, что, например, в Швеции и Финляндии, а еще в Чехии и Словакии, а еще в Германии и Швейцарии, и, осмелюсь утверждать, и так далее - и так далее, никаких вопросов о том, какая лига в хоккейном мире «намба ван» не возникает. Со всеми имиджевыми, мерчендайзинговыми и всякими прочими приятными для НХЛ последствиями.

Я перестаю понимать, чего хочет наша Континентальная хоккейная. Она всё встреч в формате «КХЛ – НХЛ» жаждет. И даже на том берегу океана – если воспринимать всерьез слова первого лица КХЛ. Она что, хочет продвинуться на североамериканский, читай – энхаэловский, «рынок»? Нет, это у вас такое своеобразное чувство юмора, да?

Доказывать свое какое-то «преимущество» над НХЛ на льду бессмысленно. Национальная хоккейная совсем не там недостижимо первее Континентальной хоккейной.

Предсезонные контрольные, или как их называют за океаном – «выставочные», матчи энхаэловских команд с местными – органичная часть энхаэловской экспансии. И «премьеру» свою эту раскручивают, и вообще «лучшую в мире лигу» свою по всему этому самому миру наглядно пиарят. НХЛ заинтересована в европейском «рынке» – она его и окучивает. Как окучивала в свое время японский, когда ей нужно было. И давайте не будем строить иллюзий. Матчи СКА – «Каролина» и «Динамо» Рига – «Финикс» по сути своей были продвижением энхаэловского «продукта» на наш, российский «рынок». Читай – кахаэловский.

Я вовсе не говорю, что КХЛ с этого ничего не приобрела. Она тоже на этом попиарилась. Но больше – все-таки щеки понадувала. Это всё ведь очень старательно представлялось у нас как «исторические матчи, которых мир не видел вот уже 20 лет», как «вновь на льду сошлись две сильнейшие лиги» – ну прямо война миров. Ну, да – два десятка лет наши клубы с их клубами не играли, если не считать финала иихафэшного Victory Cup между «Магниткой» и «Рейнджерс». Но на деле-то это было как: прокатились энхаэловцы на предсезонку в Европу, устроили им еще пару матчей в России, чистый профит. И, кстати, это КХЛ подстраивала под это свой календарь, а НХЛ сезон еще и не начинала тогда.

Это для нас из этого сделали историческое событие, а для них это была предсезонка, пусть и не без экзотики. Ну, погуляли энхаэловцы тут в шапках-ушанках с красными звездами на кокардах: варежки-валенки, матрешки-самовары и так далее по культурной программе. Понараздавали интервью, попозировали фотографам – мы к вам заехали на час, привет - бонжур - хеллоу. Не стоит заблуждаться: мы там так не погуляем, потому что это им там не нужно. Потому что НХЛ заинтересована в нашем «рынке», а видеть нас на своем ей никакого интереса нет.

Интерес там был два десятка лет назад, когда в хоккее еще оставалось послевкусие того, что было вербализовано легендарным 1972-м. Да и «системы», собственно, тогда еще оставались противостоящие. Я не про социализм и капитализм тут, нет. Только про хоккей: про наш, советский, и про их, канадский. А сейчас? О каком противостоянии речь? Что и чему противостоит? Когда лучшие наши игроки там, и лучшие молодые туда скопом. Когда мы здесь сами строим себе лигу-копию, практически все слепо оттуда копируя. И вот даже latinitsa у нас теперь тут на спинах: не Фёдоров, а Federov, и вместо Ковалёва – Kovalev.

Нет, можно, конечно, говорить, что у них там, в НХЛ, в хоккейном бизнесе не без проблем. Но у нас-то тут, в КХЛ, никакого хоккейного бизнеса нет вовсе.

Противостояния копии, причем недоделанной, с оригиналом просто не может быть. Это не противостояние – это лапша. Кроме шуток: североамериканские любители нашего хоккея, коллекционеры там, или просто фанаты, сетки себе здесь наших клубов заказывают, но только с фамилиями на кириллице. Для аутентичности. С латиницей-то какие к черту «рашенз»? Так, поделка какая-то. Вот вам и весь мерчендайзинг.

Но КХЛ, если относиться к словам ее первого лица всерьез, видит себя центром «панъевропейской лиги». КХЛ в лице своего первого лица не устает вещать о неизбежности объединения всего европейского клубного хоккея – разумеется, под своим газовым лепестком. Это и должно стать, по идее, реальным противовесом энхаэловской гегемонии, вторым центром хоккейной тяжести мирового масштаба. Это и позволит говорить с НХЛ на равных не языком голов-передач в «выставочных» матчах, но языком бизнеса, языком «рынка». Звучит отнюдь не как шутка.

Значит, КХЛ в первую очередь заинтересована в продвижении своего «продукта» на европейский «рынок», не так ли? Раз уж если, как нам объяснили, именно ради Европы мы сперва не по-русски фамилии в финале нашего Кубка Гагарина написали, а потом и вообще на latinitsu перешли во всем чемпионате. По ходу наплевав, кстати, на собственную целевую, – русскоязычную, – аудиторию. Все понимаем – ради мира во всем мире.

Что ж, «миру – мир» как-то не складывается пока. Имиджевые потери КХЛ в Европе уже не поддаются исчислению. В то время как НХЛ, – и давным-давно, – мягкой лапой хищника устраивает свои дела, КХЛ старательно бьет копытом. Можно ли представить себе что-то худшее для хоккейного бизнеса, чем нарываясь на конфронтацию с национальными лигами и федерациями, – чешской, шведской, – декларировать на весь европейский хоккей страшной силы позитива послание вроде «вы все дураки и не лечитесь, одна я умная, в белом пальто стою красивая».

Но именно такую позу избрала себе КХЛ для продвижения на европейский «рынок». Не изящного коммивояжера, настойчиво, но ласково предлагающего попробовать на вкус свой «продукт» раз, другой, а там и, – воля ваша, – раскошелиться. Но, прямо-таки, братка в малиновом пиджачке и со всеми причиндалами на шее и широко расставленных козой пальцах – никуда вы от нас не денетесь, хавать будете, как миленькие…

А ведь единственное вещественное, что удалось скреативить КХЛ за четыре неполных года, да и то с перманентным скандалом, и с годичной «отсрочкой» – типо-словацкий «Лев». «Лев» этот в состоянии комы доигрывает своей первый, и уже известно, что последний как минимум в Попраде, а как максимум – вообще, сезон.
 
И, как мне кажется, это ситуация из разряда «что и требовалось доказать»: всю ущербность концепции создания «под КХЛ» искусственных европейских клубов где бы то ни было. Это не блин комом, а полный провал. Появление в составе КХЛ не менее, по сути, искусственных «Миланов», «Гельветиксов» и кого еще угодно этой картины изменить не способно. Совсем недавний пример «Лейпцига» показателен до невозможности: спасибо, мол, нам такого счастья не надо – ответили они КХЛ на предложение о выступлении.

А ведь у нашей Континентальной хоккейной есть пусть маленький, пусть далеко не впечатляющий по результатам, но все-таки опыт иного подхода, блестяще реализуемого в Европе их Национальной хоккейной. В дебютном для КХЛ сезоне 2008/09, в самом начале, в октябре, «Динамо» Рига провело два регулярных матча в Финляндии – с «Ак Барсом» и «Ладой». Так-то КХЛ эти матчи просто подвернулись: это все «Динамо» придумало, у которого тогда была проблема с «Ареной-Рига», и приходилось переносить оттуда ряд игр. Но это были реальные матчи регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги в Финляндии.

С тех пор ничего такого больше не было, и, насколько помню, даже идей не возникало. Понимаю, совсем не тот масштаб, чем поиграться своим клубом по Европам. Но теперь-то, теперь? Когда с континентальной экспансией «по-большому» очевидный получился пшик – может, стоит вернуться к экспансии «по-маленькому»? Может, Европу гладить реальными хоккейными играми, а не царапать искусственными клубами? И ничего не мешает, раз уж так хочется, сыграть и в Дубае или Абу Даби, кстати.
 
Может, колдовать над европейским и вообще имиджем КХЛ стоит вот таким вот гораздо менее рискованным способом, чем тащить в лигу черт знает кого? С точки зрения продвижения на европейский «рынок» это больше соответствует интересам КХЛ, чем «выставочные» матчи с энхаэловскими клубами. Их тоже, к слову, никто не мешает время от времени проводить, если все складывается.
 
Другой вопрос, нужно ли это самой Европе. Но если КХЛ окажется там невостребованной даже в таком совершенно безобидном качестве, то придется признать, что вообще вся эта «континентальность» является просто или фантазией, или профанацией. Умозрительно у меня больше аргументов за второй вариант.

Но, как бы то ни было, КХЛ стоит, прежде всего, помнить о том, где у нее целевой «рынок».
Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024