Хоккейные легенды: год 1955-й.

25.09.2013
10:39
AllHockey.ru
Allhockey.ru представляет новый выпуск из цикла "Хоккейные легенды – год за годом". Сегодня – год 1955-й: Дик Ирвин покидает "Монреаль", реванш канадцев, Брно – новый флагман чехословацкого хоккея, ЦДСА меняет вывеску, Гурышев – лучший снайпер первенства, у Ришара сдали нервы, хоккейное чудо техники.
 
ЦСК МО

Армейский спорт переживает одну за другой ведомственные реформы, из-за которых вновь меняется название спортивного общества. Однако если переименование 1950 года привело хоккейную команду к череде обидных поражений – армейцы смогли завоевать лишь Кубок страны в 1954-м, то с новым названием ЦСК МО, а потом и привычным ЦСКА команда Анатолия Тарасова начнет триумфальное историческое шествие в отечественной хоккейной истории. Коренных изменений в составе команды не произошло, но необходимо отметить, что именно в этом сезоне в команду из ленинградского ОДО (впоследствии СКА), пришел легендарный правый крайний Константин Локтев, заменивший со временем в первом звене клуба и сборной Евгения Бабича.


Константин Локтев

В ходе двухкругового турнира только московским динамовцам удалось отобрать два очка у армейцев благодаря победе со счетом 2:1. Все остальные матчи ЦСКА выиграл, причем в среднем за игру команда забрасывала 7,89 шайбы, а пропускала 0,89! Успех команды был основан на внушительной глубине состава, где были собраны мастера очень высокого уровня, практически каждый из которых мог быть смело включен в национальную сборную. Кроме того, был установлен определенный паритет между старшим тренером Анатолием Тарасовым и главной звездой советского хоккея Всеволодом Бобровым. Тарасов как тренер стал более опытным и мудрым, а возрастной Бобров уже не был способен, как в молодости, обыгрывать противника в одиночку.

Вернув себе звание чемпиона, армейцы выиграли и Кубок СССР, открыв эру тотальной гегемонии своего клуба в первенстве страны. Вместе с успехами в команде, представлявшей министерство обороны, укоренилась и практика призыва наиболее перспективных хоккеистов страны в главную команду. В этот же период стартовал процесс постепенного сращивания ЦСКА и сборной СССР, что принесло советскому хоккею величайшие победы, но серьезно пошатнуло имидж внутреннего первенства.

Алексей Гурышев


Новые успехи советского хоккея дали понять, что СССР силен не только своей коллективной игрой, но и целой плеядой индивидуально сильных игроков. Не только возрастной Бобров, но и его партнеры Евгений Бабич и Виктор Шувалов, а также динамовцы Николай Уваров и Юрий Крылов вместе с игроками "крыльев" Николаем Хлыстовым и Владимиром Гребенниковым претендуют на звание лучших бомбардиров первенства тех лет. Однако наиболее ярко себя начинает проявлять другой форвард – Алексей Гурышев из "Крыльев Советов".


Алексей Гурышев

В те годы понятия "бомбардир" и "снайпер" из-за отсутствия учета голевых передач были тождественны, а сам Гурышев становился первым и раньше – он лучший бомбардир первенства в 1949 году. Но именно в 1955-м Гурышев преодолевает рубеж в 40 шайб, забив 41 гол в чемпионате СССР. И хотя его партнер Владимир Гребенников в следующем сезоне сможет забить и того больше – 46 шайб, именно Гурышев станет главной звездой советского хоккея середины 1950-х.

По окончании карьеры в 1961 году он стал тренером и судьей, а в последние годы жизни работал в отделе снабжения одного из столичных оборонных заводов. Примечательно, что, помимо хоккея, Гурышев оставил след и в отечественном кино, сыграв в 1964 году в фильме "Хоккеисты" партнера по тройке нападения главного героя Ивана Самсонова. Кроме того, его фамилия перекликается с фамилией героя фильма "Москва слезам не верит" – хоккеиста Гурина, который по сюжету очень популярен в те самые годы, когда блистал сам Алексей Гурышев.

Брно

Начинает выходить из кризиса чехословацкий хоккей. На смену сборной, практически в полном составе отправленной за решетку в начале 50-х, приходит новое поколение игроков. После пары успешных сезонов пражской "Спарты" чемпионство надолго покидает чехословацкую столицу. В 1955-м начинает свою великолепную победную серию команда из Брно (в 1955-м она называлась "Красная Звезда", с 1994-го – "Комета"). В конце года к титулу чемпиона страны Брно добавит и победу в старейшем мировом клубном турнире – Кубке Шпенглера.

Успех "Брно" напрямую связан с возрождением чехословацкой сборной. И там, и там основные действующие лица – Славомир Бартонь, Властимил Бубник и Бронислав Данда. Они определяют результат и в клубе, и сборной, и в течение следующих десяти лет лишь один раз (в 1959-м) уступят первое место команде из Кладно.
 
В это десятилетие на международной арене засияют и новые звезды чехословацкого хоккея: Рудольф Потш, Владимир Надрхал, Йозеф Черны, Франтишек Шевчик и, конечно, Ярослав Иржик – первый хоккеист из Чехословакии в НХЛ. Правда, с 1966 года команда так больше и не становилась чемпионом, а в Прагу титул сильнейших вернулся лишь в 1990 году усилиями столичной "Спарты". 
 
Канада берет реванш

Наученные прошлогодним опытом поражения от сборной СССР, в 1955 году в ФРГ брать реванш канадцы отправляют "Пентиктон Виз". Они были сильнейшей командой OSHL (Okanagan Senior Hockey League), одной из многочисленных любительских лиг Канады.
 
Сборная СССР по сравнению с победным первенством 1954 года недосчиталась армейцев Сидоренкова и Виноградова, которых заменили одноклубники Иван Трегубов и Николай Сологубов. Главная ударная сила канадцев – братья Уорвики: Дик, Грэнт и Билл. Билл Уорвик, несмотря на присутствие таких супернападающих, как Бобров, Тумба-Юханссон, Бубник и Забродски, стал самым ярким форвардом турнира. Забросив 13 шайб, на 4 меньше, чем у Бубника, Уорвик, сыгравший в 1940-х несколько матчей в НХЛ за "Рейнджерс", действовал в жестко агрессивной манере а-ля Горди Хоу.


"Пентиктон Виз"

Сильно повлияла на атмосферу первенства и "холодная война". Так, например, тот же Уорвик особо яростно бил советских и чехословацких игроков, а также обозвал игрока швейцарской сборной "грязным коммунистом". Менеджерам канадской команды пришлось объяснять Уорвику, что не каждый игрок в красной форме представляет страну социалистического лагеря.
 
Не обошлось и без скандалов. Еще до начала первенства у десяти канадских игроков при проверке документов в графе "профессия" было написано "хоккеист", что противоречило правилам ИИХФ. Однако за несколько часов до начала первого матча канадцы предоставили документы о том, что все "засветившиеся" игроки сменили статус на любительский еще два-три года назад.

Сборные Канады и СССР шли по турниру без поражений и в последний день первенства должны были разыграть титул между собой. В решающем матче советская команда оказалось не готова к игре за гранью жесткости и не смогла что-либо противопоставить агрессивной игре канадцев, уступив 0:5. Уорвик, сделавший в этой игре дубль, кричал после игры: "Парни, да это круче, чем выиграть Кубок Стэнли!". Примечательно, что сам канадский громила к главному трофею профессионального хоккея даже на пушечный выстрел не смог подобраться.
 
 
Билл Уорвик
 
В СССР поражение команды было объяснено враждебной обстановкой вокруг сборной и отсутствием возможности полноценно готовиться к матчам. Так, по словам членов делегации, в ночь перед решающей игрой в номера игроков постоянно ломились посторонние, подгулявшие компании, а также девицы легкого поведения.

Страсти по "Монреалю"

Несмотря на то что доминировавший в те годы "Детройт" вновь выиграл в отчетном сезоне всё и вся, главным ньюсмейкером стал клуб из Квебека. Команда, в которой блистали Морис Ришар и Даг Харви, усилилась Жаном Беливо и Берни Джоффрионом.
 
"Канадиенс" мощно накатили на финише регулярного чемпионата, но все перечеркнул инцидент 13 марта 1955 года в мачте против "Бостона". В результате сверхнапряженного сезона сдают нервы у горячего Мориса Ришара. Франко-канадец наносит колющий удар игроку "Бостона" Хэлу Лэйкоу, а затем бьет кулаком в лицо бросившемуся на грубияна судье Клиффу Томпсону. За эти "фокусы" НХЛ выписывает Ришару дисквалификацию на оставшиеся матчи регулярного чемпионата и весь плей-офф.

Решение лиги взбесило монреальских болельщиков, и на следующем матче команды, где появился президент НХЛ Кларенс Кэмпбелл, они не скрывают своего недовольства. В Кэмпбелла летит яйцо, а спустя мгновения на лед – слезоточивая бомба. Распыленный газ срывает игру, а неуправляемая толпа вываливается на улицы города, громит магазины и поджигает автомобили.
 
Успокоить город смог только сам Ришар, выступив по радио и признав дисквалификацию лиги. Ришар клянется фанатам вернуться на лед в следующем сезоне и выиграть для них Кубок Стэнли, а также призывает болельщиков поддержать свою команду. Призыв Ришара был услышан, и "Монреаль" в плей-офф борется до конца. Удивительно, но опередившего Ришара в споре бомбардиров команды Джоффриона "Форум" безжалостно освистывает – настолько фанаты были недовольны тем, что обошли их любимца.
 


Сумасшедший сезон завершается отставкой главного тренера Дика Ирвина, человека, начавшего работать в НХЛ с 1928 года (с "Чикаго") и принявшего "Канадиенс" в 1940-м. За годы работы с "Монреалем" Ирвин трижды брал Кубок Стэнли и еще 6 раз выходил в финал. При нем взошла звезда Мориса Ришара, заблистали Билл Дёрнен, Элмер Лэч и Даг Харви.
 
Вернулся тренер Ирвин туда, где и начинал – в "Чикаго". Однако поработать и вывести команду из кризиса Дику Ирвину было не суждено, в 1957 году он скончался от рака в возрасте 64 лет. Его сын Дик Ирвин-младший стал известным канадским хоккейным комментатором. Что же до "Канадцев", то их ждала новая славная эпоха, на место Ирвина пришел их бывший игрок – Тоу Блэйк.

Чудо техники

10 марта 1955 года происходит революция в технологии подготовки льда. Впервые на лед в НХЛ выехала ледозаливочная машина фирмы "Фрэнк Замбони&Компани". До этого лед во время матча готовили с помощью трудоемких и затратных телодвижений. Сначала по льду проходился трактор, которому ассистировали рабочие со скребками. Затем удаляли водой ледяную крошку и смывали грязную воду напором из шланга. И только после этого распыляли чистую воду, которая и давала окончательное ледяное покрытие. На все уходило более получаса, что сильно затягивало игру и создавало проблемы для теле- и радиотрансляций.

Выход нашел уже немолодой производитель холодильного оборудования Фрэнк Замбони. Работая десятилетиями в области холодильных установок, Замбони предложил конструкцию машины, которая существенно сокращала время и усилия по подготовке льда. Как ни странно, но в НХЛ не сразу оценили изобретение, и только благодаря знаменитой фигуристке Соне Хейни Замбони получил возможность прорекламировать свое изобретение.
 
После турне Хейни Замбони получил заказ на 16 машин, а уже в ходе Олимпийских игр 1960 года они получили мировое признание. Ныне невозможно представить современный хоккейный матч без тогдашнего "чуда техники", а само имя Замбони стало нарицательным для всей ледозаливочной продукции.



Таким получился 1955-й в проекте "Легенды хоккея – год за годом". Следующая серия – год 1956-й: "отложенный" чемпионат, первое олимпийское золото, уникальное достижение Боброва, изменение правил малого штрафа, основаны "Ак Барс" и "Северсталь", дебют Тоу Блэйка.
Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024