Фёдоров: ЦСКА при Квартальнове — это моя команда

14.12.2014
10:37
Чемпионат.com

Легендарный отечественный хоккеист Сергей Фёдоровкоторому принадлежит большинство российских рекордов в НХЛ, являвшийся частью «Красной Машины», 13 декабря отмечает свой 45-й день рождения. В преддверии этой значимой даты мы пообщались с двукратным призёром Олимпийских игр, трёхкратным чемпионом мира, трёхкратным обладателем Кубка Стэнли —поговорили о его карьере, новом вызове, который он принял, придя на должность главного менеджера ЦСКА, не имея руководящего опыта, а также о той системе работы, которую он выстраивает в легендарном клубе, и системе игры, которую прививает хоккеистам «армейской» спортивной школы.

«Был такой крик души…»


— Как вы сами относитесь к такой дате? Не задумываетесь о возрасте?
— Никогда не задумывался. В таких разговорах только начинаешь осознавать, что вроде серьёзная дата. Хотя особо не чувствую этого. Всё-таки хоккей — это тот вид спорта, который никогда не старит в моральном аспекте. Да, физически есть определённые моменты, травмы, но в плане морально-волевого аспекта хоккей молодит. 45, чувствуется, такая серьёзная дата – 5 лет от 50 или 5 лет после 40. Серьёзного груза я не ощущаю. И, кроме того, находясь на данном посту, некогда об этом задумываться. Я много времени общаюсь с молодым поколением, они ещё хотят очень много сделать в этой игре.

 

— В прошлом сезоне была вероятность того, что вы ещё сыграете за ЦСКА. Это было больше пиар-акцией или у вас действительно имелось желание и потом уже пришлось поставить точку для себя?
— Это было бы пиар-акцией, если бы случилось. Пиара не было. Я реально готовился. Создалась такая ситуация, что многие игроки у нас были в лазарете, а мне действительно хотелось сыграть, потому что я год отдыхал, лечился и работал на своей должности менеджера ЦСКА. Силы были. Я доказал сам себе и своему физруку, что за 12 недель смог набрать определённую физическую форму и неплохо бы смотрелся в команде прошлого года. В связи с очень большим количеством травм нам недоставало качественных игроков. Это был такой крик души и служебная необходимость, но руководство порекомендовало сосредоточиться на менеджерской деятельности. Всего лишь удалось сыграть одну товарищескую игру против «Локомотива» и пару игр на Кубке Шпенглера. На этом всё и закончилось.

На самом деле ход понятен. Но, честно, мне хотелось. Сейчас этот вопрос уже не стоит. Работа затянула глубоко, некогда вообще поддерживать такой физический фон, чтобы играть на этом уровне, да и незачем. Поэтому смело могу сказать, что в плане профессиональной карьеры всё четко закончено, всё пройдено. Надо уже стремиться к другим рубежам не на поле в качестве игрока, а в качестве менеджера на таком поприще, как создание команды, клуба, крепкой детско-юношеской спортивной школы, которая будет давать хороших, качественных, обученных игроков нашей молодёжной команде, а молодёжная будет давать хороших хоккеистов первой команде. Под экономическую составляющую нужно это подвести, чтобы не платить сумасшедшие финансы за игроков из других клубов.

— Для игрока такого высокого уровня тема завершения карьеры обычно очень сложная. У вас были метания? Когда прошло желание играть?
— Метаний не было. Физически после Магнитогорска я уже не смог бы на следующий год переподписать свой контракт. Поэтому чётко понимал, что следующего года мне не видать, как своих ушей. И было принято решение посмотреть, что реально со спиной, что можно подправить. Я рассчитывал через год, если пройду курс лечения и всё сложится хорошо, других задач у меня не было. Я переехал из Магнитогорска в столицу и спокойно обосновался в Москве, хотел продолжить лечение и просто наслаждаться каким-то временем отдыха от хоккейной деятельности вообще. Но и этого не получилось. В течение месяца-двух было принято решение, и я пришёл в ЦСКА. Но, помимо клубных задач, мне удалось переговорить со своим здоровьем, подлечиться и потом появилось желание. Здоровье оказалось на должном уровне и тот 12-недельный марш-бросок, который выдержало моё тело, удался. Были определённые задатки доиграть сезон и плей-офф. Мы теперь знаем, по каким причинам этого не случилось.
А метаний не было. Я поиграл достаточно, почти всё получилось. Недостатка подготовки к играм, тренировкам, переездам не было. Я относился к ситуации очень спокойно, принимал реальность такой, какая она есть.

.
Фото: Фотобанк КХЛ

«Уже подзабыл, что это было со мной»


— Часто вспоминаете свою насыщенную карьеру?
— Признаюсь: уже подзабыл, что реально это было со мной. Я играю за команду «Спортима» нашего уважаемого руководителя, члена набсовета ЦСКА Михаила Мишустина, которого я долгое время знаю — общались как друзья, а сейчас работаем вместе. Мы катаемся два раза в неделю, стараюсь участвовать хоть в таком виде спортивной деятельности для себя. Я играл за эту команду, и как-то у меня не получалось реализовать выходы один на один. На следующий день я приехал на работу в клуб и, когда выдалось 5-10 минут свободного времени, посмотрел свои ролики на «Ютубе» с выходом один на один. Через два-три дня на очередной тренировке руки и голова всё вспомнили, и всё получилось. Эту идею я рассказал ребятам, которые со мной работают, – Саше Харламову, Алексею Трощинскому, Диме Ерофееву. Мы посмеялись и забыли. Я сказал: «Ребята, признаюсь, я смотрел «Ютуб», как раньше мне удалось выполнять именно выход один на один». Самому стало интересно. После этого момента что-то начинаешь вспоминать и понимаешь, что это было с тобой — всё сделано, всё хорошо, успокойся и работай. Да, в прошлом сезоне было другое понимание, а теперь всё как должно быть. Надо реализовать себя как менеджер великого клуба ЦСКА.

— Глядя со стороны, восхищаетесь тем, как играл Сергей Фёдоров?
— В какой-то момент — да. Но по статистике процентов на 10-15 мог сделать больше. Не получилось в силу разных обстоятельств и хоккейно-политических моментов, в какие-то сезоны меня не совсем правильно использовали. И, тем не менее, всё хорошо. Я очень доволен. Просто при анализе карьеры были такие мысли: а что было бы, если?.. Чёткая статистика нахождения на льду по времени реально отражает голы, очки, плей-офф, победы. И появилась такая мысль, что, наверное, мог бы сделать ещё чуть-чуть больше. И это единственная мысль, которая пока не успокоилась. Но мысль интересная в плане анализа. Не закончив карьеру, некогда думать, у тебя даже мозги повёрнуты не в сторону того, чтобы осмысливать всё. А сейчас иногда выдаётся несколько минут спокойного времени и можно проанализировать эти вещи. И это правда. Это реально так.

Это больше такой ностальгический анализ того, что уже произошло. Это прошло и забыто. Опыт анализа пригодится, надеюсь, и для молодых поколений в клубе ЦСКА — всем этим возрастным категориям и первой команде.

— Вы часто стараетесь своим опытом делиться?
— Хотелось бы чаще. Но не хотелось бы навязывать свои мысли и идеи. Если я реально вижу, что у кого-то на определённом уровне что-то не получается, то есть желание помогать. В данный момент, например, по трём последним возрастам нашей школы ЦСКА я прошу всех бывших ПРО, бывших хоккеистов, которые работают в клубе, и в том числе себя заставляю выходить с ребятами и тренерами этих команд, быть в роли помощников, обращать внимание на детали, подсказывать. Мало одного тренера на команду. И мы по возможности обязательно выходим на лёд. Это Саша Харламов, Алексей Деев, Лёша Трощинский, Дима Ерофеев. Каждый в своём амплуа подсказывает ребятам. Для нас это очень важный процесс. Мы готовим определённые общие конспекты о том, что бы мы хотели видеть от тренеров данных возрастов по результату выпуска детей из школы. То есть обученных хоккеистов.

Мы обратили внимание на последние три возраста, потому что они почти уже совсем взрослые ребята, готовы к восприятию серьёзных задач. Последние два месяца мы очень плотно стали заниматься этими вопросами. Это будет система. Мы её разработаем, немного освежим и адаптируем к нашей школе. Естественно, что год за годом мы сами не будем это делать. Мы найдём такие моменты, где и тренеры адаптируются к нашим требованиям, чтобы дети, которые выпускаются в школе ЦСКА, имели навыки каких-то технико-тактических элементов, которые необходимы при продолжении карьеры в МХЛ и дальше в КХЛ. Ничего нового мы не придумали. Мы просто реально хотим поставить задачи и дать тренеру с его личным подходом и пониманием глобальных общих задач возможность проявить свою изюминку. Важно в этих ребятах воплотить весь опыт и мастерство, чтобы мы потом через матчи видели, что хоккеисты обучены. Игры как лакмусовая бумажка — помогают определить работу наших тренеров.

.
Фото: Фотобанк КХЛ

«Я реально понял, что Квартальнов — мой тренер»


— А тренерскому штабу первой команды ЦСКА, Дмитрию Квартальному вы что-то рекомендуете? Или не вмешиваетесь в его работу?
— Обмен информацией идёт. Будет неправдой сказать, что я включён в повседневную жизнь команды. Нет, это неправда. Наш тренерский штаб достаточно опытный, имеет свои своеобразные взгляды, особенно если мы касаемся повседневной жизни, тренировочного процесса команды и просто деятельности. Есть схожие точки больше по селекционной работе. Возможно, что-то с неиграющим составом, когда выходишь на лёд, присутствуешь, обмениваешься мнением более детально. Но в принципе наш тренерский штаб настолько профессионален, что реально даже и глобальных тем нет. Мне это очень импонирует.

— Сергей Фёдоров в ЦСКА Квартальнова заиграл бы?
— Это моя команда и мой тренер. Как игрок я прекрасно понимаю, какие требования предъявляются, какие задачи, какой стержень нужно иметь игроку, как относиться к делу. Я сам для себя с удовольствием реально понял, что сейчас ЦСКА — моя команда и Квартальнов — тот тренер, у которого бы я заиграл и филигранно оттачивал бы своё мастерство. Тут всё чётко: маленьких деталей не существует, они все хоть и маленькие, но важны, и над ними мы работаем, и из этого слагается большая картина действий.

— В этом сезоне ЦСКА потрясающе выступает, Квартальнова называют лучшим тренером КХЛ. Чем вам лично импонирует работа Квартальнова?
— В профессиональном поле я в первый раз столкнулся с этим человеком, хотя мы и были коллегами, но у нас были разные карьеры. Я знал, что Дмитрий Вячеславович был талантливейшим игроком с очень высоким технико-тактическим исполнением и мастерством, те кубки и победы, которые у него были, – тому подтверждение. Где бы он ни играл, он был в обойме первых двух звеньев. Я обращал внимание на «Сибирь», был очень интересен тот факт, что этот тренерский штаб обыграл «Ак Барс» в плей-офф, на что обратили внимание и наши руководители. Заочно мы знакомы с Квартальновым через команду «Спортима». Благодаря Михаилу Мишустину мы чувствовали плечо друг друга. Сейчас я лично очень доволен и как человек, и как менеджер тем, что этот тренерский штаб реально ежедневно творит. Это высокая рабочая этика, профессионализм, понимание каждого и тактического элемента, и индивидуального для любого игрока нашей команды. Всё разбирается до микроскопических элементов. Это очень тяжёлый кропотливый труд, он незаметен. Никто из людей, не находящихся близко к команде, не понимает, что происходит в наших кулуарах за таким занавесом. Мы ведём этот процесс немножко секретно. В меру возможностей мы стараемся никому не показывать наши задумки. Это нормально для хоккейного бизнеса.

Сложилась такая мысль, что как игрок я, наверное, мог бы сделать ещё чуть-чуть больше. И это единственная мысль, которая пока не успокоилась. Но мысль интересная в плане анализа

— Это принципы работы в НХЛ?
— Конечно, в НХЛ так же! В своё время в команде «Детройт Ред Уингз» при руководстве Скотти Боумена вплоть до разминки перед самой игрой все работали в разных сочетаниях, чтобы удивить соперника, когда мы выходим на лёд. На открытии игры мы были в совершенно других сочетаниях, и пока соперник реагировал, уже полпериода проходило. Не буду все секреты раскрывать того времени и этого времени (смеётся), но это нормальный процесс. Это понятно и главным тренерам, и менеджерам, у всех есть свои заготовки.

Мы уже с июля работаем вместе. У нас 36 человек. Мы узнали всех на льду, вне льда. И если мы касаемся хоккейной составляющей, то тренеры настолько профессиональны, что несложно создать такой рабочий момент, где можем сыграть сегодня так, а завтра по-другому. От игроков многое зависит. И в этом тоже заслуга Дмитрия Вячеславовича, что он нашёл общий язык с ребятами, дал понять, что требования ко всем абсолютно одинаковые – справедливые и в тоже время, если вы не будете их выполнять, получите по первое число. Хоккей – это командный вид спорта. Одно плохое яблоко делает всю корзину с яблоками плохой. В этом наша сила, и, надеюсь, в дальнейшем нам именно такое восприятие хоккейного мира поможет. Потому что без команды сложно рассчитывать на какой-то результат. Каждый игрок любого звена, вратари, доктора, массажисты создают микроатмосферу в команде. Все очень важны сами по себе. Мы стараемся это оберегать, это наша внутренняя кухня. Я всегда в интервью говорю: «Не могу вам раскрыть внутреннюю кухню, это секрет». К сожалению, это правда. В общении с нашими постоянными болельщиками мы кое-что приоткрываем, со СМИ мы в этом плане аккуратно себя ведём, потому что иначе люди, не потратив энергии, могут залезть в Интернет и прочитать все наши секреты.

— Иногда всё-таки закрытость клубов в России удивляет. Вы долго играли в НХЛ, там с прессой серьёзно работают.
— Думаю, в России тоже все открыты. ЦСКА не закрытый клуб. У всех клубов так, просто мы этого не скрываем и говорим об этом совершенно свободно: да, у нас есть определённые моменты, которые было бы непрофессионально обсуждать в СМИ; у нас есть спортивные моменты, которые соперники могут использовать против нас, если мы дадим слишком много информации. Только в этом плане закрытость. В остальном у нас открытейший клуб (смеётся). Допустим, я готов разговаривать со СМИ хоть каждый день, если это реально стоит того. 

.
Фото: Фотобанк КХЛ

«Конечно, я ошибался и буду ошибаться»


— Вы сказали, что тренерский штаб проделывает колоссальную работу и, возможно, со стороны её не видно. Наверное, кто не знает Квартальнова, увидели это, когда ему стало плохо с сердцем… 
— Этот показатель – факт. Придя в такой именитый клуб, как ЦСКА, человек просто болеет и горит желанием показать результат. Я надеюсь, что больше такого не повторится, Дмитрий Вячеславович найдёт в себе правильные силы контролировать эти моменты. Мы постараемся оградить его от лишних стрессовых ситуаций, которые не касаются его деяте

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024