Без рукоприкладства. Часть 2

15.12.2014
09:50
Официальный сайт КХЛ

Продолжение материала Марата Сафина, посвященного новым установкам по сдерживающим фолам. Глава Департамента судейства КХЛ Александр Поляков и ведущие арбитры лиги Вячеслав Буланов и Роман Гофманпродолжают объяснять читателям, почему в одних случаях раздается свисток, а в других – он молчит.

Часть 1

КАК ИГРАТЬ ДАЛЬШЕ? 
ГОФМАН: В моей первой игре нынешнего сезона вопросов было действительно много. Вероятно, не до всех дошла информация. Игроки в корректной форме задавали вопросы, спрашивали, как действовать дальше. На мой взгляд, по прошествии нескольких игр они начали привыкать к новым установкам. Если сравнивать мою первую игру и шестую, то за удар соперника клюшкой, толчок или задержку клюшкой в первом матче было зафиксировано 8 нарушений, а в шестом – только 4. Теперь, если игрок проигрывает позицию, он не делает машинальный удар клюшкой, за счет которого он мог на какое-то время остановить своего соперника, как он делал это раньше. Теперь он начинает бежать за соперником, старается поднять ему клюшку, сыграть в шайбу. Это мне напомнило шведский чемпионат, где я судил по обмену. Там тоже велась борьба с такими приемами, и именно так сейчас там играют. Тогда я был приятно удивлен, что люди стараются играть в шайбу. В данный момент, я считаю, мы держим необходимый уровень, и команды постепенно начинают привыкать. Суть новых установок в этом и заключалась: убрать у игроков рефлекс удара клюшкой, когда позиция проиграна. Мы на правильном пути. К середине сезона хоккей в нашей лиге станет намного чище.

БУЛАНОВ: Если сравнить хоккей 2005, 2010 и 2014 года – это небо и земля. Смотришь свой матч и задаешься вопросом: «Почему ты за это не удалял?» Пропускались очевидные (на современный взгляд) нарушения, но тогда были совсем другие установки. Вроде бы в правилах те или иные моменты были прописаны, но если игрок не падал сразу, это как бы не считалось нарушением. Даже меня в детской спортивной школе учили: «Ты сначала подтяни соперника на клюшке, сбрось ему скорость, а потом ударь плечом». Это шло с детства.

ПОЛЯКОВ: Учиться никогда не поздно. Тот, кто учится на протяжении всей жизни, достигает высоких результатов. совершают же эти фолы в основном те, кто не обладает в должной мере хорошими техникой и катанием. И в данной ситуации нам нужно определиться, чего мы хотим: видеть красивый хоккей или же защищать тех, кто не умеет ни хорошо кататься, ни хорошо играть? Если мы хотим первого, то нужно просто ужесточить подходы к определениям нарушений правил, что мы (я имею в виду все наше хоккейное сообщество – как клубы, так и лигу) и сделали. Дальше будем держать ту же линию, которая была задана в начале сезона. В заложенных стандартах постараемся избавиться от «слабых» удалений, неизбежных в начале сезона.

БУЛАНОВ: По прошествии некоторого времени видно, что хоккеисты клюшки опустили. Все понимают, что если игрок выходит на ударную позицию и соперник использует свою клюшку не для отбора шайбы, а именно как оружие, чтобы помешать сделать бросок, то это штраф. Но почему-то в прессе по-прежнему пишут, что хоккей превращается в балет на льду. В игре, кстати, вопросов задают гораздо меньше. А вот в СМИ тема муссируется постоянно, и многие, к сожалению, по-дилетантски подходят к теме оценки нарушений.

ГОФМАН: Сейчас идет давление на арбитров: мол, идея хорошая, но мы что-то неправильно делаем. Уверен, мы все делаем правильно. Если что-то пойдет не так, Департамент судейства нас подкорректирует. Криков и шума по поводу удалений вскоре станет меньше, все привыкнут. Я перед матчами стараюсь не читать хоккейную прессу, чтобы не вникать в нюансы, не забивать голову лишними мыслями. Просто стараюсь делать свою работу лучше от игры к игре.

ТАК СТАНЕТ ЛИ ХОККЕЙ «БАЛЕТОМ НА ЛЬДУ»? 
ПОЛЯКОВ: Посмотрите матчи НХЛ. Разве там балет? Или взгляните на шведскую лигу. Нет, там отличный хоккей. Мы не уничтожаем силовую борьбу, мы говорим только о задержке клюшкой, ударе клюшкой, задержке руками, подножке. Никто не собирается запрещать силовые приемы, если они правильно исполнены: без удара в голову, без атаки сзади, без толчка на борт и не только ради того, чтобы ударить. Даже сейчас в любой стране я могу найти массу примеров, когда один игрок бьет другого уже после того, как тот расстался с шайбой, и никаких санкций к нему не применяется. Силовой прием нельзя регламентировать «от и до». Важно, как именно бьют и для чего: чтобы отобрать шайбу или чтобы нанести сопернику травму? Можно провести силовой прием и позже условных трех секунд после расставания игрока с шайбой. Вопрос только в его чистоте: не должно быть удара в голову, подпрыгивания и прочих неспортивных элементов. То же самое должно быть и с ударом клюшкой. Если в пылу борьбы игрок просто дотронулся до рук соперника, никакого нарушения правил фиксироваться не должно.

БУЛАНОВ: Заметил, что силовой борьбы в последние дни даже прибавилось. Это очевидно, ведь вместо того, чтобы цеплять, теперь надо играть в тело. Менее техничные команды должны противостоять более техничным за счет скорости и силовой борьбы. Именно так они должны компенсировать отставание в технике. Считаю, что с качественной физической подготовкой это возможно.

ПОЛЯКОВ: Если говорить о симуляции, возможной после ужесточения установок, то здесь я не вижу проблемы. Если был фол, то он был. Что дальше делает игрок: просто падает или дополнительно делает пируэт, скорчившись от боли, - это уже другой вопрос, следующий эпизод. Если же удара клюшкой не было, а игрок выбросил перчатку, изображая боль, - его надо наказывать. Конечно, бывает и обратная сторона: после касания высоко поднятой клюшкой шлема игрок падает на лед, показывая всем, что ему очень больно, но травмы у него нет. Судья тем не менее дает за нарушение две минуты, а симулянт играет дальше. За такие вещи нужно штрафовать.

БУЛАНОВ: Считаю, что изменения определений и трактовки нарушений правил в хоккее имели скорее эволюционный, нежели революционный характер. Менялся хоккей, скорости становились выше, и правила постепенно подстраивались под новые реалии игры. Судить сейчас стало намного сложнее. Права на ошибку практически нет. Большинство игр транслируется напрямую в хорошем качестве, запись матча также доступна. Если ты взял определенный уровень, то уже не имеешь права оставлять без внимания какие-то фолы.

ПОЛЯКОВ: Со временем появлялось все больше габаритных игроков. Поначалу они были медлительными, часто применяли клюшку, чтобы достать соперника. Потом это начали делать все. При инспектировании матчей было хорошо видно, как техничные игроки с отличным катанием ничего не могли сделать против зацепов. Посадил игрока «на вилы» (задержка корпуса игрока путем просовывания клюшки между телом и руками и последующим ее приподниманием. – Прим. авт.) – и никуда он не денется. Приходилось делать выводы, вносить изменения в правила и установки. Конечная цель всех наших усилий – увидеть на льду красивые технические действия, больше заброшенных шайб. Зачем игрокам платят большие деньги? В первую очередь для того, чтобы они забивали голы, показывали свое мастерство, демонстрировали свои атакующие навыки; чтобы на них шел зритель. А те, кто не умеет правильно использовать свою клюшку – цепляют, лупят ей по телу, по рукам, по ногам, выводя из строя хоккеистов, которые радуют нас своей игрой, – должны наказываться.

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024