Александр ЗОТОВ: «Металлург» начала 80-х – великолепная команда!»

Интервью
20.05.2016
15:31
Пресс-служба ХК «Северсталь»

 

ДОСЬЕ

Александр Викторович ЗОТОВ

Родился 20 октября 1955 года в г. Одинцово Московской области.

Нападающий. Воспитанник столичных «Крыльев Советов».

Серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров (1974г., Швейцария), чемпион мира среди  молодежи (1975г., Канада).

Выступал в составе клуба «Крылья Советов» в чемпионском сезоне 1973-1974гг.

Один из сильнейших снайперов «Металлурга» в первой лиге – за  9 сезонов (1979-1988 гг.) забросил 125 шайб в ворота соперников.

Первый судья международной категории в Череповце – 5 лет подряд (1992-1996гг.) входил в десятку лучших главных арбитров Суперлиги. В качестве  главного арбитра обслуживал матчи Евротура в Финляндии (1996г).

С 1996 по 2016 гг. - заместитель директора ХК «Северсталь».

 

 

МОЛОДЕЖНАЯ ЭПОПЕЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ ЧЕМПИОНСТВОМ

 

- Александр Викторович, расскажите, как Вы пришли в хоккей, в какой хоккейной школе занимались?

- Я родом из Подмосковья, из Одинцово. Занимался в хоккейной школе «Крылья Советов», которая располагалась в Сетуни, это не так уж далеко от Одинцово, четыре остановки на электричке. Там же играл на первенство Москвы, первенство Московской области и первенство страны в составе хоккейной команды «Крылья Советов». Тогда во многие хоккейные школы ребят набирали не в пять-шесть лет, как сейчас, а гораздо позже. Я пришел в хоккей в 10 лет, в этом возрасте мне не составляло труда проехаться на электричке четыре остановки. К тому же я был не один, нас была целая группа ребят примерно одного возраста. Форму в мешок, клюшку в руки – и на электричку. Как правило, тренировки проходили после школы. Тогда в Сетуни был естественный лед, не искусственный. Да и дома было где покататься – прудов масса, хоккейную площадку заливали.

Мне в свое время пришлось выбирать между футболом и хоккеем. Многие мальчишки тогда летом играли в футбол, зимой - в хоккей. В футбол я играл центральным защитником, в хоккее был нападающим. Победил хоккей – нравился больше, наверное.

 


Чемпионский состав «Крылышек».
Александр Зотов - второй справа в нижнем ряду.

 

- Когда пришли первые успехи?

- Смотря что считать первыми успехами… В сборные начали привлекать в 17-18 лет. А в дальнейшем уже как кульминация и финал молодежной эпопеи – декабрь 74-го, Чемпионат мира среди молодежных команд в Виннипеге, в Канаде, где мы заняли первое место. И после этого для меня уже начался взрослый хоккей.

 

- Вы в составе команды «Крылья Советов» стали чемпионом СССР...

- Это было как раз до молодежного Чемпионата, весной 1974-го года. Но сложилось так, что за команду «Крылья Советов» мне в том сезоне удалось сыграть всего несколько матчей. И поэтому медаль я не получил и официально чемпионом СССР не стал. Просто был в составе команды-чемпиона страны.

 

- Для тех лет победа другой команды, помимо ЦСКА - была достаточно сенсационной?

- В основном, конечно, в те годы победителями становились либо ЦСКА, либо «Спартак». Но в «Крыльях» в те годы под руководством Бориса Павловича Кулагина была создана очень сильная команда. Порядка 5-7 человек одновременно привлекались в сборную страны. И ничего удивительного, что «Крылья» в том году выиграли. Хоккейная общественность, следившая за баталиями, удивлена не была.

 

- Вернемся к тому молодежному Чемпионату мира в Канаде. Прошло много лет. Какие воспоминания остались?

- Весь Чемпионат для нас был тогда новым событием. По сути, это был второй молодежный Чемпионат, первый состоялся за год до того в СССР - в Ленинграде. В нем участвовали ребята на год старше. А тот, в котором участвовали мы, был уже вторым, и выезд за океан на такой серьезный турнир – это уже само по себе яркое воспоминание для каждого молодого хоккеиста. Мне тогда было 19 лет.

 

- Как складывался Чемпионат для нашей команды?

- Две команды – канадская и наша шли ровно. И последний матч мы играли с канадцами. Сумасшедшая атмосфера, полный 10-тысячный дворец. Очень сильная зрительская поддержка с трибун канадской команды. Наши ребята – Борис Александров, Владимир Мышкин, Борис Чучин, Виктор Хатулев, Федор Канарейкин – тогда очень здорово отыграли. И больше половины той победы – это заслуга вратаря Владимира Мышкина. Обыграли канадцев в одну шайбу 4:3. 

 

- Недавно вам вручили орден в числе тех, кто тогда в составе сборной одержал победу на том молодежном чемпионате.

- Орден мне вручили в связи с 60-летием и с юбилеем хоккея в России, так уж совпало. Из того состава команды, действительно, было порядка 10 человек. Это Билялетдинов, Бабинов, Первухин, Вахрушев, Мышкин, Канарейкин, Кучеренко. Также Борис Александрович Майоров, Борис Петрович Михайлов, Юрий Иванович Морозов. Нас наградили орденами в декабре прошлого года на матче «Еврохоккейтура» Россия - Швеция в Москве.

 

 

«МЕТАЛЛУРГ» ОБРАЗЦА НАЧАЛА 80-Х

 

В форме череповецкого «Металлурга».

 

- Как Вы оказались в Череповце?

- В Череповец я приехал уже после моей московской карьеры. Сначала играл в Северодвинске, в команде «Беломорец», а уже оттуда Владимир Андреевич Голев меня и Геннадия Лисина пригласил в Череповец. Мы здесь часто бывали на сборах, и Владимир Андреевич видимо, подсмотрел, как мы играем, и пригласил в команду «Металлург». Это было в 80-м году. Геннадий потом уехал и продолжил карьеру в Харькове, а я остался здесь.

 

- Быстро удалось приспособиться к требованиям Голева?

- Сложного ничего для меня не было. Я прошел хорошую школу «Крыльев Советов». Там нагрузки были просто сумасшедшие. У Владимира Андреевича нагрузки оказались примерно такими же, но для меня они были уже привычными. Требования тактические, конечно, были иные, возможно, даже более жесткие.

 

- Вы начинали в тройке с Владимиром Быстровым…

- С Владимиром Быстровым и Геннадием Лисиным. У нас подобралась хорошая тройка. Мы играли достаточно результативно, и надеюсь, неплохо. Насколько я помню, Лисин тогда установил рекорд – за один предсезонный турнир памяти Беляева он забросил 15 шайб. До сих пор этот рекорд никем не побит.

 

 

Сергей РОДИЧЕВ, автор книги «От «Строителя» до «Северстали»:

- Александр Зотов появился в составе "Металлурга" в ходе сезона 1979/80. Имея за своими плечами победный опыт московских "Крыльев Советов" и первого чемпионата мира среди молодежных команд, А.Зотов и в нашей команде не потерялся. Вместе со своим партнером Г.Лисиным за оставшиеся матчи они забросили 22 шайбы в ворота соперников.

И в следующем сезоне, когда перед командой была поставлена задача выхода в 1-ю лигу, Александр показал себя с наилучшей стороны. Их тройка: В. Быстров - А. Зотов - Г. Лисин проповедовала интересный, комбинационный хоккей. Каждый из этого трио не только был "технарем", способным в одиночном противоборстве оставить соперника не у дел, но и чувствовал предполагаемый маневр партнера, чем, зачастую, ставил в тупик обороняющегося противника. Не раз бывало так, что Александру ничего не мешало бросить по чужим воротам с убойной позиции, но нет!,- следовал хитроумный пас на партнера, находящегося в более выгодном положении, и шайба влетала практически в пустые ворота. Отменные физические данные позволяли ему уверенно вести силовую борьбу, не бояться столкновений, зачастую выходя победителем в единоборствах.

В трудные для "Металлурга" времена, когда команда покидала 1-ю лигу, Александр вел ее вперед в роли капитана, своим примером увлекая молодежь на бескомпромиссную борьбу в каждом матче. Свои бомбардирские качества он в полной мере доказал 125 заброшенными шайбами в ворота соперников, став одним из главных бомбардиров череповчан в 1-й лиге.

 

 

 

Команда, завоевавшая путевку в Первую лигу.
Александр Зотов - второй слева в верхнем ряду.

 

- В 81-м году команда «Металлург» завоевала путевку в первую лигу. Как это событие восприняли череповецкие болельщики?

- Мы сделали шаг вперед, и город принял это с восторгом. Полный дворец болельщиков, аншлаг был на всех матчах. Потом команда по разным причинам видоизменилась. Больше появилось местных игроков. Хотя команда от этого слабее не стала. Но потом, по определенным причинам, Владимир Андреевич Голев уехал, произошли пертурбации. А когда Голев вернулся, уже с его участием команда сделала еще один шаг вперед – в высшую лигу российского хоккея. Это произошло в 1992 году.

 

- У нападающих есть разные амплуа – снайпер, форвард оборонительного плана, силовой форвард. У вас было такое амплуа?

- Я во всех ипостасях чувствовал себя достаточно комфортно. Была возможность забить гол – готов был забить, если видел, что нужно отдать – отдавал. Надо побиться в углу – побьемся, проблем нет.

 

Страница из хоккейной программки.

 

- Несколько сезонов Вы были капитаном команды.

- Да, четыре или пять сезонов. До меня капитаном был Виктор Нехаенко. Но потом он из-за серьезной травмы завершил карьеру. И капитанить стал я.

 

- Вы в команде «Металлург» играли девять сезонов. Могли бы составить символическую сборную пятерку плюс вратарь?

- Вратарь – однозначно Александр Дедушкин. Нападающие: Владимир Трунов, Владимир Харламов, Николай Соловьев или Константин Евстропов. Сильных игроков было достаточно много. Из защитников я прежде всего отметил бы Владимира Ермашова и Юрия Блохина.

 

- В апреле 1986-го года состоялось Ваше торжественное завершение карьеры и проводы из хоккея. Но после этого Вы отыграли еще два полноценных сезона за «Металлург». Как так получилось?

- Получилось так, что уважаемый тренер Юрий Николаевич Баулин, который в 1986-м году руководил «Металлургом», по определенным причинам одновременно убрал из команды восемь человек. Возможно, была поставлена задача обновить коллектив. Убрали возрастных ребят, которым было порядка 30 лет, кто-то чуть моложе как Виктор Нехаенко и Валерий Бояновский, кто-то чуть старше, как Анатолий Барсуков или Александр Ягубкин. В эту восьмерку попал и я.

Я пошел работать в мартеновский цех меткомбината. Но поскольку все мы любим хоккей, то, продолжили играть уже в свободное от основной работы время в команде «Сталь» на первенство области. И в декабре, когда в чемпионате страны был перерыв, мы сыграли в «Алмазе» товарищеский матч с командой «Металлург», с тем составом, который пришел нам на смену. И мы обыграли «Металлург» со счетом 4:2, если не ошибаюсь. Станислав Заводчиков тогда забил сумасшедший гол – объехал полкоманды, посадил вратаря на «пятую точку» и завез шайбу в угол ворот. А через месяц вернулся Владимир Андреевич Голев и он сразу шестерых человек из отчисленных ранее привлек обратно к играм за первую команду.

 

- В том же году, 1986-м провожали и Павла Викторовича Комарова. Расскажите, что это был за человек.

- Павел Викторович – человек-легенда, который великолепно играл в футбол и в русский хоккей. Он был организатором профессиональной футбольной команды и инициатором появления хоккея в Череповце. Как-то мы тренировались на стадионе «Металлург». Подошел Павел Викторович, которому тогда было уже много лет, ему говорят: «Павел Викторович, покажи класс!» И бросили в его сторону мяч. Он метров с двадцати пяти как из пушки - в «девятку» положил! Все за голову схватились – вот это удар!  В общении был очень мягкий, понимающий, но при этом требовательный человек, видно было, что он может настоять на своем.

 

- Какой из сезонов в составе «Металлурга» стал самым запоминающимся или самым удачным?

- Сезон, когда выходили в первую лигу, та команда и тот хоккей, в который мы тогда играли – пожалуй, самый запомнившийся. Мало того, что мы здорово, результативно сыграли, еще и хоккей доставлял огромное удовольствие. Но это во многом благодаря моим партнерам – Владимиру Быстрову и Геннадию Лисину. Играть с ними было одно удовольствие, у нас было прекрасное взаимопонимание, когда все складывается и все получается. Я играл во многих сочетаниях, но с ними мне было играть комфортнее всего.

 

 

Валерий МИТЮШОВ, защитник череповецкого «Металлурга» с 1979 по 1989 годы:

- Мы с Александром Викторовичем знакомы с 1979-го года, с тех пор, как он приехал сюда, в Череповец. Жили в одном общежитии сначала на Вологодской улице, потом на Комсомольской. В 86-м году вместе вернулись в команду и отыграли еще два сезона.

У Александра Зотова всегда было отличное чувство взаимопонимания с партнерами на площадке. Играл хорошо, технично. Был думающим игроком, великолепно отдавал передачи.

До сих пор помню историю, когда, так получилось, что я сломал ему нос. Это было в игровом моменте, здесь, в «Алмазе». Мы играем в зоне противника, соперник входит и смотрю, Зотов его гонит на меня. А я уже разогнался, в них врезаюсь, соперника прижимаю к борту, а Александру нос свернул. До сих пор этот случай перед глазами. Саша в этом матче больше не смог играть. Но ничего, он меня потом простил за этот случай. Дружба наша не закончилась. В хоккее ведь всякое бывает!

 

 

«СОБАЧЬЯ» РАБОТА – БЫТЬ СУДЬЕЙ

 

- Вскоре после того, как закончили карьеру игрока, Вы пошли в судейство. Как созрело это решение?

- Я стал работать судьей в 1992-м году. Просто скучно было ничего не делать (улыбается). И попробовал посудить хоккейные матчи. Анатолий Зенкин был тогда главным судьей, а я и Андрей Гаврилов – помощниками. Судили в основном вторую и первую лигу. Год поездили по матчам, а вскоре мне предложили попробовать себя в качестве главного судьи. Еще год поработал, набрался опыта. А потом в российской судейской коллегии произошло ЧП. Ряд судей тогда выдвинули ФХР требования, которые федерация удовлетворить не смогла. И на их место нужно было срочно набрать специалистов для работы на матчах высшей лиги. И взяли несколько новых судей, в число которых попал и я.

В 1996-м году было принято решение, что работники хоккейных клубов не имеют права в качестве судей обслуживать матчи, в которых участвуют их команды. Я считаю, это абсолютно правильным решением. Ведь каким бы ты честным судьей ни был, все равно у тебя подспудно в голове сидит мысль: а выгодно ли твоей родной команде, как сыграют те, которых ты сейчас судишь? Кто-то после этого отказался от работы в судействе, а кто-то наоборот, отказался от работы в клубе и посвятил себя целиком судейской работе. Жаль было, но мне пришлось выбирать. И выбрал работу в нашем хоккейном клубе.

 

- Вы стали первым в Череповце судьей международной категории.

- Это звание ничего не дает. Международная категория присваивается по классификации пяти или десяти лучшим судьям прошедшего сезона. Я пять лет подряд входил в пятерку лучших судей.

 

- В одном из давних интервью вы высказались, что судейство – это «собачья работа». Поясните, почему.

- Это действительно «собачья работа». Естественно, ты хочешь судить предельно объективно, по-другому и быть не должно. Но все судьи – обыкновенные люди. На моей памяти не было ни одного матча, в котором я бы, допустим, был полностью согласен со всеми судейскими решениями. Даже сейчас, когда смотрю Чемпионат мира, я не согласен со многими решениями арбитров. А тренер команды, которая условно сегодня проиграла, еще более предвзято к этому относится, и все шишки, конечно, будут на судью. Быть судьей – это достаточно трудная работа, и кроме того, вокруг всегда очень много недовольных ей.  Есть, конечно, объективные люди среди главных тренеров, руководителей клубов, которые разбираются в хоккее и понимают, что судья не просто так принял какое-то решение. Но к сожалению, такие не все.

 

- У Вас большая хоккейная карьера, судейский стаж за плечами. С чьей позиции Вы сейчас наблюдаете матчи Чемпионата мира – игрока или судьи?

- За матчами чемпионата мира, как и в основном за всеми другими матчами, я смотрю, пожалуй, с позиции тренера. Мне видно, где игрок поступает правильно, хорошо, а где ошибается,  как можно усилить игру команды, над чем необходимо работать каждому игроку индивидуально. Но и явный судейский ляп не заметить я тоже не могу. Мне это все видно.

 

- А почему тогда Вы не стали тренером?

- Я не задумывался о том, чтобы стать тренером. Мне в свое время Николай Михайлович Кишкин, бывший директором хоккейной школы, предлагал идти работать детским тренером. Но желания такого не было. И даже судьей я себя тогда еще не видел. Тогда я видел себя разливщиком стали в мартеновском цехе (смеется).

 

Вручение серебряной медали чемпионата страны.

 

- «Бронзовый» и «серебряный» сезоны были самыми яркими для череповецкого хоккея. Вы тогда работали в руководстве клуба. Расскажите о том периоде.

- Руководство комбината поставило перед директором клуба Леонидом Петровичем Романовым задачу – создать коллектив, способный бороться за медали чемпионата. Тогда было принято неординарное решение – Леонид Петрович пригласил Сергея Михайловича Михалева, который в то время работал вторым тренером в Тольятти. Сергей Михайлович взял в тренерский штаб Александра Сергеевича Асташева и еще ряд тренеров, которые впоследствии с ним дальше работали. Были созданы хорошие условия. Сергей Михайлович пригласил в команду за несколько лет порядка 10-15 новых игроков, которые тогда внесли огромную лепту в завоевание бронзовых, а затем и серебряных наград чемпионата. Играли сильно, ажиотаж в городе был огромный. Особенно когда играли пятый полуфинальный матч в Омске, выиграв 3:2.

 

С орденом «За верность хоккею».

 В результате вышли в финал с ярославским «Локомотивом». Когда команда прилетела из Омска, здесь в аэропорту встречало огромное количество болельщиков! Хорошие были матчи, яркие, но обыграть «Локомотив» мы тогда  не смогли. Состав ярославцев, честно говоря, с точки зрения комплектации, был несколько посильнее.

 

- Вы приехали в Череповец более 35 лет назад. Когда примерно стали считать его своим городом?

- Еще когда играл здесь, были предложения о переходе в другие команды, но я наверное, домосед. Поговорил в свое время с Владимиром Андреевичем Голевым, пришел к выводу, что надо просто честно делать свое дело, работать, играть. Ну а потом, когда я остался здесь после окончания хоккейной карьеры, уже не видел смысла куда-то уезжать. Ведь если ты занимаешься тем, что нравится, то совершенно все равно, в каком городе жить. Если, конечно, ты живешь не в Москве или Санкт-Петербурге. А все остальные города России по сути, одинаковы. Череповец - комфортный для жизни город.

 

 

 

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024