А хорошо, если бы перешли на контракт

30.07.2014
10:58
Официальный сайт КХЛ

Арбитры КХЛ четыре дня провели в Балашихе, где занимались теорией и физической подготовкой, а затем легко сдали тесты. За это время можно было услышать шутки от Алексея Анисимова, узнать тревогу Александра Полякова и познакомиться с новым иностранцем в дружной команде судей.

Чаще всего арбитры повторяли фразу «гибридный проброс». С этого сезона в КХЛ будет новое правило, и хотя вся методическая литература разослана, вопросов появится много.

– А я следил за тем, как это правило использовалось в НХЛ, – судья Роман Гофман был спокоен. – Там очень много нюансов, но они касаются лайнсменов. Им вот придется труднее, побегают парни. А еще тяжело будет защитникам, у которых невысокая скорость. Быстрые нападающие получат серьезное преимущество.

Ходили слухи, что вопросы о гибридном пробросе будут уже во время тестов, и это пугало некоторых.

– Нет, мы сдадим, конечно, но тяжело будет, – вздыхал Анатолий Захаров. – У нас же во время тестов не только проверка на знание правил, но и на реакцию.

Вопросы и варианты ответов появляются на экране и надо просто выбрать правильный. А еще пару лет назад Александр Поляков придумал ставить своих подчиненных в стрессовую ситуацию. Фоном была громкая музыка, звук трибун, и надо было принимать правильное решение. 
– Сейчас мы от всего этого отказались, – смеется глава департамента КХЛ. – Просто надо сдать тест. И в такой ситуации свыше 80 процентов правильных ответов. Меньше нельзя. А про проброс мы не спрашивали. Уточнения будут лишь в середине августа.

Константин Оленин, который имеет на своем счету назначение на матч за бронзу на Олимпиаде, объясняет, что все вопросы во время тестов взяты из жизни, просто некоторые случаи ему не попадались. 
– Ни разу при мне не было такого, чтобы игрок команды «А» выходил один на один с пустыми воротами и бросал, а защитник команды «Б» бросал клюшку, чтобы выбить шайбу.

– Попал в ворота? 
– А это неважно. Гол все равно засчитывается.

Но тут же он вспоминает хитрый момент из своей практики: 
– Команда «А» забивает, но шайба пересекает линию ворот от конька. Арбитр не видит момента. В ответной атаке команда «Б» чисто поражает ворота, но команда «А» требует просмотра. На просмотре видно, что гол был, но незаконный. Что делать?

Оленин дает мне три варианта ответа, смотрит пристально и постоянно что-то говорит. Создает давление трибун. Я не угадываю. Правильный ответ, конечно, оба гола не засчитывают.

Во время сборов уже даже никто не шутит на тему алкоголя и нарушения режима. Подобные истории в далеком прошлом, а нынче конкуренция такова, что можно в случае осечки завершить карьеру. Сейчас настрой такой, что некоторые арбитры скрывают факт серьезной операции, сделанной пару месяцев назад, чтобы пройти сборы и получить допуск на сезон. Вылечиться еще время есть, считает один судья, только-только вышедший из под ножа хирурга. Но главе департамента он про это не говорит. Зачем? Впрочем, на медкомиссии перед сборами он допуск получил. Уж очень сильно хотел восстановиться. И на самих сборах кто-то ломается.

– Пустяки, – машет рукой глава департамента КХЛ. – Это все в голове, нет там никаких повреждений. А если и есть, то мелкие, типа растяжений. Но это твои проблемы – разминаться лучше надо.

Мечта Полякова, чтобы все арбитры стали профессиональными и заключили контракты с Лигой. Пока на постоянной основе 13 человек, а остальные все равно ничем другим заниматься не могут. А в случае травмы они остаются ни с чем, максимум им выплатят страховку. 
– А я не понимаю, почему арбитры должны отличаться от хоккеистов. Те на контракте, и у нас должна быть такая система.

– Не успокоятся-то на этом? Начнут ошибки допускать, как некоторые игроки, которым важно лишь выбить новый контракт. 
– Глупости все это. У нас есть четкая система наказаний, так что никто расслабляться не будет. Мы всё контролируем. Но ведь даже выгоднее с финансовой точки зрения, не говоря уж о работе.

Кстати, на сборах каждый арбитр проходит индивидуальное собеседование с Поляковым, и постороннему попасть туда невозможно, в каких бы хороших отношениях ты ни был с тем или иным судьей. 

– Мы там ничего секретного не обсуждаем, но это очень нужные беседы. Подводим итоги сезона, я говорю, чего ждем в следующем, над чем нужно поработать. Узнаю, как дела, какие вопросы есть у судьи. Во время сезона со всеми же поговорить не удастся, – рассказывает Поляков.

В этом году одним из главных арбитров будет чех Антонин Йержабик и, право слово, пока непонятно, как именно начнут писать его фамилию в протоколе. Во время сборов на его табличке написано «Ерабек», и можно запутаться. Остается и Юри Рённ, который, к сожалению, не стал лучше говорить по-русски.

– Я не ставлю перед ним жесткого требования выучить язык потому, что он его не выполнит. Мы разговаривали с ним на эту тему. Юри сразу сказал, что ему очень тяжело, – объясняет Поляков.

Но школа у него хорошая. Утром он идет сдавать тесты и на русском здоровается с Алексеем Анисимовым. Тот отвечает такой замысловатой фразой, что Ренн ее тоже едва ли выучил бы. Кстати, по-прежнему Анисимов отвечает за моральный климат в судейском коллективе. Он не упускает мелочей. Вот разминается Эдуард Одиньш, его фотографируют. 
– Вот так он и на «Золотой свисток» заработал, – комментирует Анисимов. – Все время на виду. А нормальные русские арбитры работают в тени.

Одиньш только улыбается. Обижаться тут не на что.

Йержабик пока больше общается с Ренном. По-нашему он не говорит, знает лишь английский и без помощи не может разобрать объявление на стенде. Чешский судья два года проходил сборы в КХЛ, но своя федерация хоккея дала ему добро на работу с нашей лигой лишь в этом сезоне.

Последний год будет работать Сергей Карабанов. 
– Праздник будет по поводу окончания карьеры? – спрашиваю у него. 
– Если только денег хватит. А может, после каждого матча отмечать? – раздумывает он. 

Похожие новости
Спонсоры и партнеры ХК “Северсталь”
Партнеры Фонбет Чемпионата КХЛ сезона 2023-2024